Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Как снять публичный сервитут с земельного участка

Что это такое по отношению к ЗУ?

Наиболее общая трактовка данного понятия приведена в п. 2

(ЗК РФ). В соответствии с данной нормой под публичным сервитутом подразумевается право ограниченного использования земельного участка, которое устанавливается решением органа государственной власти или местного самоуправления для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также потребностей местного населения.

Для публичного сервитута характерны следующие особенности:

  • устанавливается в интересах всего общества, а не отдельного лица (как при частном сервитуте);
  • основная цель направлена на достижение общих нужд и потребностей населения конкретной местности;
  • устанавливается решением соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления,;
  • подлежит прохождению государственной регистрации в Росреестре с последующим внесением сведений в ЕГРН;
  • необходимость установления должна быть должным образом обоснована;
  • ограничение права пользования может быть произведено в отношении любого участка земли (форма собственности в этом случае не имеет значения).

Как установить публичный сервитут

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 7 (499) 653-60-72 доб. 184 (Москва) 7 (812) 426-14-07 доб. 431 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Продажа земельного участка, имеющего обременение – непростая задача. Чтобы избежать возникновения сложностей с отчуждением, первоначально ограничение на земле рекомендуется снять. Избавиться от некоторых видов обременений могут и новые хозяева участка, однако процедура снятия зависит непосредственно от вида ограничения.

Приобретение земельного участка может быть осложнено наличием обременений, которые ограничивают свободу эксплуатации земли её хозяином. Не всегда имеющееся ограничение на участке препятствует заключению сделки о купле-продаже, однако условие о наличии обременения должно включаться в текст договора между сторонами.

Так как большинство ограничений проходит обязательную процедуру регистрации в государственных органах, потенциальный покупатель может узнать, имеется ли на приобретаемой им земле какой-либо вид обременения.

Как снять публичный сервитут с земельного участка

Среди основных видов ограничений выделяют указанные ниже:

  • аренда;
  • земельный сервитут;
  • кредитный договор, ипотека (залог земли);
  • арест имущества по заключению уполномоченного органа.

Узнать об ограничении возможно с помощью выписки из единого Росреестра, в которой указываются данные о хозяине земли, точный адрес участка, его площадь, кадастровый номер и вид обременения, если таковое имеется.

Далеко не каждое ограничение препятствует заключению сделки при отчуждении имущества. Выделяют несколько способов снятия обременений в зависимости от их вида.

Аренда

При наличии договора аренды хозяин участка также вправе заключать сделки об отчуждении без согласования условий с арендаторами. Краткосрочные договоры не подлежат обязательной регистрации, а заключённые на срок более года регистрируются в Росреестре.

Чтобы снять обременение с земельного участка, прежний или новый владелец, который после получения прав на землю обретает права и обязанности арендодателя, может расторгнуть договор аренды преждевременно.

Интересная статья: виды обременения имущества.

Сервитут

Земельный сервитут никаким образом не мешает отчуждению земли, так как не требует согласия сторон, а обременение автоматически переходит к новому хозяину.

Под сервитутом понимается право определённого лица ограниченно пользоваться конкретным участком при необходимости (к примеру, для проезда через чужую землю, для установки сетей связи или коммуникаций, для пользования колодцем и т. д.). Чтобы снять данное обременение, возможно поступить одним из 3 способов:

  • обратиться в судебный орган;
  • собственник и граждане, пользующиеся сервитутом, могут самостоятельно прийти к взаимному пониманию(чаще всего без вмешательства суда не обойтись);
  • дождаться, когда действие сервитута закончится (относится к временным сервитутам, сроки действия которых ограничены, к примеру, до момента окончания работ по настройке коммуникаций).

Довольно часто приобретение участка происходит с помощью заключения кредитного договора, по которому покупаемая земля обычно становится предметом залога, то есть гарантией обеспечения финансового обязательства покупателя перед банковским учреждением.

Снять подобное обременение в виде ипотеки или залога возможно исключительно после погашения имеющейся задолженности.

Снятие ограничения происходит следующим путём:

  1. вносится последний платёж по кредиту;
  2. составляется соответствующее заявление в банк с требованием о снятии обременения с участка (и дома, к примеру, если ипотека бралась на частный дом с землёй);
  3. сотрудник банковского учреждения предоставит необходимые документы владельцу для обращения в единый Росреестр либо заявление в ЕГРП оформляется от хозяина земли и представителя банка при одновременном их обращении в регистрирующий орган;
  4. в ЕГРП выдаётся новое свидетельство о праве собственности без пометок об имеющихся ограничениях (также возможно запросить выписку).

При обращении в Росреестр гражданину требуется предоставить некоторые документы:

  • заявление с просьбой о снятии обременения (бланк можно получить у сотрудника ЕГРП);
  • бумаги, подтверждающие погашение кредита или долга;
  • удостоверение личности владельца участка;
  • договор с банком;
  • закладная с пометкой о погашении обязательства (при наличии);
  • утверждающие право собственности бумаги;
  • бланк с оплатой госпошлины за выдачу нового свидетельства.

Присутствие обременения в отношении земли усложняет возможность пользования имуществом. Порой распоряжение объектом в принципе неосуществимо. Как в 2018 году с участка земли снимается ограничение?

Гражданским и земельным законодательством в обусловленных ситуациях предусматриваются для владельцев земельных участков некоторые ограничения в существующем праве.

Часть их обусловлена наложением различных обременений, причины и следствия которых отличны.

Но в большинстве случаев ограничение в отношении недвижимости выражается в запрете на распоряжение объектом. Как в 2018 году снимается обременение с земельного участка?

Общие моменты

Порядок обременения недвижимости существует достаточно давно. Так еще древнеримские юристы описывали «сервитут».

В современном мире разновидностей обременения намного больше. Причем каждая из них характеризуется своими последствиями и основаниями возникновения.

Причинами наложения могут становиться различные обстоятельства:

  • законодательные нормативы, предусматривающие ограничения использования некоторых видов земельных территорий;
  • разные договора, заключенные владельцем земли с иными лицами;
  • решения судебных инстанций.

В любом случае связанное с участком земли обременение подлежит госрегистрации.

Что это такое

Обременение в отношении любого объекта предполагает присутствие ограничений, учрежденных уполномоченными структурами или законом. Что значит обременение земельного участка?

Ограничительные обстоятельства имеют значение при реализации права пользования, обладания и распоряжения имуществом.

Большинство обременений, кроме некоторых отдельных видов, дозволяют отчуждение имущества, а значит и переход права собственности.

Обусловлено это тем, что обременение имеет привязку к строго определенному предмету, а не к конкретному субъекту-собственнику.

Потому новоиспеченный владелец может обрести в собственность обремененное имущество при покупке, наследовании, дарении и т.д.

Какие бывают виды

Аренда Арендуемая земля переходит во временное владение арендатора на основании договора. Срок действия правоотношений определяет длительность ограничения. Обременение снимается только после истечения аренды или при расторжении договорных правоотношений
Ипотека В этом случае земля становится залоговым обеспечением полученного собственником денежного займа. Операции с имуществом допустимы, но лишь при согласии кредитора. Для снятия обременения требуется выполнение всех обязательств по ипотечному договору
Арест Мера применяется, когда необходимо сохранить имущество до вынесения решения в судебных разбирательствах, касающихся имущественных и финансовых споров. Переход права собственности при аресте категорически невозможен. Для снятия ограничения необходимо соответствующее решение суда
Запрет на отчуждение Это ограничение налагается, когда собственник не вправе распорядиться имуществом без разрешения третьих лиц, которые тоже являются владельцами земли
Концессия При таком соглашении земля передается нанимателю, который может пользоваться участком, но права собственности не получает. Например, земля оформляется в пользование для строительства
Сервитут Данное ограничение предполагает необходимость представления земельного участка в пользование третьих лиц. Например, при необходимости обеспечения через участок прохода либо проезда. Сервитут сожжет быть частным и публичным. Решение о наложении и снятии этого ограничения принимается в судебном порядке
Право требования Обременение этого вида возникает, когда несколько собственников претендует на один участок и раздел осуществляется через суд. Как пример данного ограничения, долевое строительство, когда возводимый объект на участке уже продан дольщикам

Право собственности при обременении сохраняется за владельцем земельного участка.

Но существенный признак всякого вида обременения это ограниченное использование или распоряжение. Для полноценного распоряжения объектом необходимо снять обременение.

Земельный кодекс РФ дает доскональное определение обременений, которые могут налагаться на участок земли, и дает подробные характеристики ограничений. Особое внимание уделяется правам собственника при всяком отдельном виде обременения.

ст.11.4—11.7 ЗК РФ Охватывают сведения, касающиеся образования земельных участков и последующего возникновения прав на них
ст.11.8 Здесь определены правовые полномочия владельцев земли в случае наложения обременения
Предлагаем ознакомиться  Как вступить в наследство по истечению 10 лет

Непосредственно определение обременения содержится в ФЗ № 122 от 21.07.1997 «О госрегистрации прав …».

Под обременением подразумевается наличие запретов и условий, которые в определенной степени стесняют правообладателя при реализации права собственности на обремененный объект.

Какие бывают виды

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта или звоните по телефону 7 (499) 653-60-72 доб. 184 (Москва) 7 (812) 426-14-07 доб. 431 (СПб)

Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

Как снять публичный сервитут с земельного участка

Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

  • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
  • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
  • использование чужого участка для прогона скота;
  • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
  • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

Законодательное регулирование

Нормативно-правовое регулирование публичного сервитута осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

  1. Земельный кодекс РФ (ст. 23, гл. 5.7) – в этом документе дано определение публичному сервитуту, отражены его характерные особенности, а также порядок установления.
  2. ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» (гл.3, ст. 52 и др.) – в рамках данного нормативного акта отражен порядок и особенности регистрации публичного сервитута в Росреестре.
  3. ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и ……» (ст. 25) – содержит особенности установления публичного сервитута в отношении участков, расположенных возле автомобильных дорог.
  4. Лесной кодекс РФ (ст. 9) – предусматривает порядок установления сервитута на территории леса.
  5. Другие нормативные документы, утверждаемые органами местного самоуправления того или иного региона. В них раскрывается подробный алгоритм действий по установлению публичного сервитута, а также основания его прекращения в конкретной области или городе (например, Постановление администрации г. Иркутск от 11.12.2018 года № 031-06-1116/8).
Важно!

 На публичные сервитуты не распространяется действие положений ГК РФ о сервитуте (

ст. 274

277

), а также

гл. 5.3 ЗК РФ

.

Основными законами, регламентирующими прекращение сервитутов, являются Гражданский и Земельный кодексы России. Они содержат исчерпывающие основания для проведения процедуры, правила отмены обременения, добровольный и судебный порядок снятия ограничений.

ГПК РФ регулируется процесс отмены сервитута, если он происходит через судебные разбирательства. Им устанавливается обязательность подачи иска и представление дополнительной документации в качестве доказательств, необходимых для полноценного разрешения конфликта.

Учитывая, что наложение обременений и их отмена должны регистрироваться в установленном законодательно порядке, такая процедура регламентирована ФЗ «О регистрации недвижимости».

Порядок прекращения сервитута земельного участка

В соответствии с п. 4

  • создание прохода (проезда), а также свободного доступа к водоему, предназначенному для общего пользования;
  • размещение межевых знаков, геодезических и гравиметрических пунктов и т.д.;
  • сооружение отвода для воды (дренажные работы);
  • забор водных ресурсов из водоемов;
  • обеспечение свободного прохода для крупного рогатого скота и прочих сельскохозяйственных животных;
  • осуществление сенокоса или выпаса скота в определенный период года;
  • использование земельного участка для охоты, ловли рыбы или же в целях осуществления работ по увеличению популяции водных организмов (аквакультура).

Кроме того, земельное законодательство также содержит в себе ряд отдельный целей, ради достижения которых может быть установлен публичный сервитут. В частности, речь идет о следующих случаях (ст. 39.37 ЗК РФ):

  • размещение на земельных участках линейных объектов (водоснабжение, канализация, линии электропередачи и т.д.);
  • временное складирование материалов, возведение сооружений, а также размещение техники для проведения строительных работ, реконструкции различных объектов транспортной инфраструктуры (например, автомобильные иди железнодорожные дороги, вокзалы и др.);
  • организация пересечений автомобильных или железнодорожных дорог;
  • прокладывание дороги (для машин, поездов) внутри туннелей;
  • осуществление инженерных исследований для дальнейшей планировки территории, на которой будут размещаться линейные объекты федерального, регионального или местного значения.

Прочесть более подробную информацию о том, для каких целей и на каких основания могут устанавливаться различные сервитуты, можно тут.

Общий порядок установления публичного сервитута в отношении линейных объектов подробно раскрыт в главе 5.7 ЗК РФ.

Так, вся эта процедура включается в себя следующие действия:

  1. Вначале заинтересованное лицо должно подготовить письменное ходатайство в адрес уполномоченного органа, в лице которого зачастую выступает администрация города, региона. Если речь идет о размещении линейных объектов, то в качестве заявителя главным образом будут выступать представители естественных монополий, организации связи, владельцы объектов транспортной инфраструктуры и т.д.
  2. Затем собираются дополнительные документы, которые выступают в качестве приложений к ходатайству. Сюда относится (п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ):
    • подготовленные должным образом сведения о границах публичного сервитута;
    • соглашение, заключенное между заявителем и владельцем линейного объекта, по которому планируется проведение реконструкции;
    • документы, подтверждающие наличие права на инженерные сооружения, по которым планируется проведение реконструкции или их эксплуатация (если такое право не зарегистрировано);
    • доверенность официального представителя заявителя.
  3. Полный пакет бумаг направляется в адрес уполномоченного органа. В п. 8 ст. 39.41 ЗК РФ предусмотрены следующие варианты доставки документов к адресату:
    • путем личного визита;
    • через почту заказным письмом;
    • в электронном виде по интернету.
  4. Ходатайство и прилагаемые к нему документы проходят проверку. При отсутствии оснований для отказа в его принятии сотрудник уполномоченного органа до истечения 7 дней направляет в Росреестр запрос о владельцах участка, а также уведомляет их о возможном установлении публичного сервитута.
  5. До истечения 45 дней с момента поступления заявления принимается решение об установлении публичного сервитута либо об отказе в этом заявителю.В течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения уполномоченный орган обязан предпринять следующие действия (п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ):
    • разместить копию распоряжения на своем официальном сайте;
    • опубликовать решение по месту нахождения участка, на который было оформлено ограничение;
    • выслать копию документа в адрес владельца, в Росреестр, а также обладателю права ограниченного пользования землей.
  6. Затем между обеими сторонами (заявителем и собственником участка) заключается соглашение об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта. Порядок подготовки такого документа прописан в ст. 39.47 ЗК РФ
  7. Завершающим этапом процедуры является внесение платы обладателем сервитута за полученное права, а также регистрация публичного сервитута в Росреестре.

Сервитут – это ограниченное действующим договором право на пользование имуществом, применяемое в земельных отношениях. Возможность установления сервитутов предусмотрена 274 статьёй ГК (Гражданский Кодекс) России и 23 статьёй ЗК (Земельный Кодекс) России.

В соответствии с этими законодательными актами сервитуты разделяются на два вида:

  • Частные, устанавливаемые между владельцем недвижимости и заинтересованным лицом на основании договора.
  • Публичные, устанавливаемые на основании закона или иного правового акта между владельцем участка и федеральными, региональными или муниципальными властями для обеспечения необходимости государства, регионального или местного самоуправления, а также в интересах граждан, проживающих на данной территории. Они устанавливаются на основании публичных слушаний и не предусматривают изъятия земельного участка у владельца.

Важно! Оба вида сервитута подлежат государственной регистрации, с обязательным внесением изменений в ЕГРН.

Чаще всего частные сервитуты устанавливаются между владельцами соседних участков. Они нужны для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к недвижимости, находящейся на территории земельного участка или за его пределами, а также при необходимости проведения земельных работ для прокладки коммуникативных сетей (электричество, газ, водопровод и т. п.) на соседние участки.

Публичные сервитуты могут быть установлены в следующих случаях:

  • Для размещения гравиметрических, нивелирных, геодезических пунктов и межевых знаков, а также для беспрепятственного проезда (прохода) к ним при проведении геодезических работ или межевании земли.
  • Для обеспечения проезда при необходимости забора воды в расположенном за участком водном объекте или для обустройства прохода для водопоя животных, а также при дренажных работах.
  • Для прокладки и ремонта коммуникативных, инженерных, электрических сетей.
  • Для проведения изыскательных или иных видах работ на данной территории.
  • Для обеспечения доступа охотникам и рыболовам. К примеру, в сезон охоты или во время нереста рыбы.
  • Для выпаса животных, сенокоса или иных сельхознужд на срок, предусмотренный местными традициями, обычаями или погодными условиями, в соответствии с 3 пунктом 23 статьи ЗК России.
  • Для обеспечения беспрепятственного доступа к водоёмам в прибрежных полосах.
Предлагаем ознакомиться  Что нужно знать собственнику земельного пая?

Прекращение действия частного сервитута регулируется 276 статьёй ГК России. В соответствии с этим документом основанием для прекращения являются:

  1. Окончание обстоятельств, которые выступали основанием для установления сервитута.
  2. Отсутствие возможности для полноценного использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением из-за установления сервитута.

Помимо основных причин для прекращения сервитута, его действие заканчивается в следующих случаях:

  • По решению судебной инстанции. К примеру, при отсутствии платежей, предусмотренных договором.
  • По окончанию срока действия договора или законодательного акта, на основании которого был установлен сервитут, в случае если он был срочным.
  • При природных изменениях земельного участка. Например, в случае обрушения берегов, если сервитут был установлен для водопоя животных или беспрепятственного доступа к водоёму в прибрежной зоне.
  • Если правообладателем участка становится лицо, установившее сервитут.

Прекращение действие публичного сервитута регламентируется 48 статьёй ЗК России. Однако условия прекращения такие же, как и для частного сервитута.

Порядок прекращения

В случаях, когда сервитут заканчивается по договорённости сторон, то процедура прекращения соглашения состоит из следующих этапов:

  • Владелец земли посылает лицу, выступающему субъектом сервитута, письменное уведомление о прекращении действия сервитута.
  • Составляется и подписывается соглашение, обуславливающее окончание действия сервитута.
  • Подаются документы в Росреестр для регистрации и внесения изменений в ЕГРН в связи с прекращением сервитута.

При необходимости судебного вмешательства, к примеру, в случае отсутствия договорённости или при невозможности полноценного использования земли по её целевому назначению, владелец должен составить исковое заявление и подать его в суд, который в свою очередь вынесет соответствующее постановление.

Прекращение публичного сервитута происходит в одностороннем порядке. Для этого федеральные, региональные или муниципальные власти выносят соответствующее постановление, которое передаётся владельцу участка. Он, в свою очередь, подаёт документы в Росреестр для регистрации и внесения изменения в ЕГРН.

Пакет документов

Установление земельного сервитута

Для регистрации прекращения сервитута в Росреестре потребуются следующие документы:

  • Паспорт владельца.
  • Правоустанавливающая и техническая документация на участок.
  • Договор сервитута.
  • Документы, которые выступают основанием для прекращения сервитута (соглашение, решение суда, постановление или иной законодательный акт), кроме срочных сервитутов, которые прекращаются ввиду окончания срока установленного в договоре.
  • Экспертное заключение о состоянии участка.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва:  7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург:  7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

В ст. 276 главы 17 Гражданского кодекса РФ указаны ситуации, при которых сервитут на земельный участок оканчивается.

Основания прекращения сервитута по общему правилу могут быть следующими:

  • Москва МО:
  • Санкт-Петербург и ЛО:
  • Общероссийский:
  • Отпали обстоятельства, на основании которых сервитут устанавливался.
  • Невозможность эксплуатации земли по ее прямому (целевому) назначению после установки сервитута.

Процедура прекращения сервитута проходит обязательную регистрацию в Росреестре.

Как известно, публичный сервитут назначается при наличии оснований ст. 23 ЗК РФ для соблюдения интересов государства или муниципалитета без изъятия частного владения. Органы власти издают соответствующее распоряжение, и обременение оформляется без согласия собственника земли.

Права лиц

В ст. 276 главы 17 Гражданского кодекса РФ указаны ситуации, при которых сервитут на земельный участок оканчивается.

Процедура прекращения сервитута проходит обязательную регистрацию в Росреестре.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: 7 (499) 553-09-05 в Москве, 7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, 7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

В свою очередь, частный сервитут назначается по соглашению участников, и обычно это связано с организацией прохода на соседний участок, проведением водопровода или монтажом линии электропередач. В данном случае сервитут прекращается после того, как все необходимые работы выполнены или необходимость в проезде по соседнему массиву отпала.

Прекращение данных правоотношений производится в судебном порядке, если условия их назначения не соблюдаются или мешают организации необходимых действий. К примеру, прокладка водопровода на участке привела к излишнему увлажнению почвы и участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности, больше не может быть использован по специальному назначению.

Законных положений о прекращении земельного сервитута в пользу лица, для которого он был назначен, не предусмотрено, однако, такие варианты все же существуют:

  • если этот гражданин сам принял решение об отказе от таких правоотношений;
  • по причине гибели предмета обременения, к примеру, территория была затоплена или погублена пожаром;
  • в результате отчуждения площади, обремененной сервитутом в отношении его носителя.

В зависимости от конкретной ситуации законодательством предусмотрены этапы прекращения действия сервитута. Если данное право заканчивается в связи с договоренностью между участниками правоотношений, то процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник земли направляет субъекту сервитута требование о прекращении его действия.
  2. Подписывается совместное соглашение об окончании действия такого права.
  3. Данный документ подается в Росреестр, где и производится официальная регистрация завершения сервитута.

Вы являетесь хозяином участка, на котором имеется обременение в виде сервитута? В некоторых случаях данное ограничение способно доставлять неудобства фактическому владельцу территории.

В такой ситуации гражданин вправе настоять на снятии обременения. Однако это допустимо исключительно при наличии определённых оснований для прекращения сервитута.

Как установить публичный сервитут

Если обременение было установлено в связи с подписанием соответствующего соглашения, стороны вправе обсудить вопрос о прекращении действия данного сервитута, если он доставляет неудобства собственнику земли. В этом случае сторонам достаточно заключить иное соглашение – о снятии обременения.

Основная сложность в этом случае – добиться согласия держателя сервитута. Обычно он не готов отказаться от права на ограниченное использование земли. В таком случае гражданин может предложить ему встречную сделку, например, заключить договор об аренде своего участка или его части.

Если же достичь компромисса не получается, у сторон имеется один выход – обращение в судебную инстанцию. В этом случае важно иметь веские основания для прекращения земельного сервитута, зафиксированные в 48 статье ЗК РФ и 276 статье ГК РФ:

  • отсутствие обстоятельств, послуживших основанием для установления обременения (например, завершение ремонтных работ на определённом участке);
  • невозможность использования территории по назначению (к примеру, в связи с нарушением второй стороной условий договорённости).

Кроме этого, публичный сервитут отменить крайне сложно, потому как он устанавливается в интересах населения и органов власти. Речь идёт о предоставлении доступа к прибрежной полосе, выделении участков для охоты и занятия рыболовством, размещении на территории инженерных линий, дороги и т. д.

Стоит отметить, что точных критериев для принудительной отмены данного обременения законодательство Российской Федерации не содержит.

Кроме снятия ограничений по причинам естественного характера, они могут отменяться и в связи с возникновением других условий. Такие правомочия возникают у владельца обремененного объекта при несоблюдении его имущественных прав. Это касается:

  • Порча плодородного слоя земли;
  • Разрушение окружающей природной среды;
  • Несоблюдение санитарных и экологических нормативов;
  • Осуществление неразрешенных работ;
  • Нарушение граничащих линий, переданного для использование земельного объекта;
  • Невнесение оплаты за обременение.

Руководствуясь ст.12 ГК РФ и ст. 60 ЗК РФ, владелец может потребовать выплаты компенсации нанесенного имущественного урона, причиненного недобросовестным хозяином, в пользу которого установлены ограничения.

Помимо этого, причиной снятия обременения может быть исчезновение изначальных требований, ставших основанием его установления. Это могут быть случаи появления возможностей для решения поставленных задач, не требующих продолжения ограничения в использовании земли.

Фактически это прекращение существующего обременения на земельное имущество, которое было установлено для обеспечения нормальной эксплуатации смежных площадей земли. Если отменяется публичный сервитут, предполагается прекращение использования чужих угодий для целей, преследующих улучшение качества жизни жителей конкретного административного образования либо нескольких.

Статьей 276 ГК РФ и ст. 48 ЗК РФ определяются основания, при возникновении которых отменяется сервитут.

Отмена сервитута на земельный участок может осуществляться, когда появляются соответствующие причины. Его инициатором могут выступать и владелец земельного объекта с ограничениями в использовании и лица, выступившие основоположниками установленного сервитута.

Порядок прекращения разного вида сервитутов отличаются не только осуществляемыми действиями, но и доказательственной базой, используемой в качестве оснований.

  1. Частный может отменяться в связи с:
  • Утратой актуальности оснований, в связи с которыми он появился (когда без использования надела получилось достигнуть результатов, для которых обременения были установлены, и необходимость в нем отпала);
  • Использовать обремененный объект невозможно по его прямому назначению.

Отмена частного обязательства по согласию участников является наиболее простым способом снятия ограничений. При проведении процедуры, необходимость подтверждать свои правомочия, сведены к нулю, а расторгнутое соглашение остается только зарегистрировать.

Невозможность достижения обоюдного решения сторон влечет расторжение договора об установлении обременений в одностороннем порядке. При этом инициатору необходимо обращаться в суд для обоснования своих правомочий на полноценное пользование земельного имущества. Но основания, по которым могут быть расторгнуты договорные правоотношения, должны сохраняться и соответствовать требованиям законодательства.

  1. Публичный сервитут может отменяться только в одностороннем порядке, так как решение о наложении обременения принимается государственными органами. Оно также должно быть зарегистрировано в соответствующей службе.
Предлагаем ознакомиться  Что дает генеральная доверенность на все полномочия

Независимо от разновидности сервитута, в случае несогласия одной из сторон с его отменой, процесс может быть совершен при проведении судебных заседаний. Основания для его прекращения не меняются в любом случае.

Следствием прекращения обременения становятся определенные расходы, так как такой процесс относится к совершению юридически значимой деятельности. Основными расходами при этом станет внесение госпошлины за совершение процесса регистрации. В зависимости от владеющего субъекта – гражданина или организации — размер суммы может составлять от 500 до 2000 рублей.

Если подготовка заявления и необходимых документов потребует обращения к специалистам соответствующей подготовки, либо к нотариусу, возможны траты в размере от 2000 до 15000 рублей в зависимости от вида ограничений.

В свою очередь, частный сервитут назначается по соглашению участников, и обычно это связано с организацией прохода на соседний участок, проведением водопровода или монтажом линии электропередач. В данном случае сервитут прекращается после того, как все необходимые работы выполнены или необходимость в проезде по соседнему массиву отпала.

Прекращение данных правоотношений производится в судебном порядке, если условия их назначения не соблюдаются или мешают организации необходимых действий. К примеру, прокладка водопровода на участке привела к излишнему увлажнению почвы и участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности, больше не может быть использован по специальному назначению.

Как установить частный сервитут

Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

  • дата и место составления документа;
  • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
  • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
  • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
  • срок введения ограничений;
  • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
  • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.

В п. 4

написано, что публичный сервитут может быть установлен на любой участок независимо от его формы собственности. Это означает, что подобное ограничение может быть также оформлено и на частную землю. Однако стоит помнить о некоторых исключениях, действующих в данном случае.

Границы зон действия

Обязательным условием при установлении публичного сервитута является определение границ его действия, то есть пределов территории, на которой действует право ограниченного пользования.

Публичный сервитут может быть оформлен как на весь земельный участок, так и на его отдельную часть (о правилах установления сервитутов на часть земельного участка можете узнать

). При этом конкретные зоны действия подобного ограничения определяются путем осуществления топографо-геодезических процедур. Они обычно производятся за счет заинтересованной стороны. Результаты отражаются в кадастровых документах.

Внимание!

Прежде чем приступить к оформлению публичного сервитута заявителю необходимо удостовериться в том, что было проведено межевание выбранной территории. В противном случае

установить ограничение

можно будет только после определения границ самого земельного участка.

Дополнительно следует отметить, что сведения о зоне действия публичного сервитута в обязательном порядке необходимо будет приложить к ходатайству. Порядок предоставления такой информации подробно отражен в Приказе МЭР РФ от 10.10.2018 года № 541.

О том, как создается схема границ сервитута, узнаете из отдельной статьи.

Осуществление расходов при снятии ограниченных правомочий использования

В п. 4

  • подключение зданий к водоснабжению, канализации, системе отопления и т.д.;
  • использование или восстановление инженерных сооружений, которые уже были возведены;
  • перенос линейных объектов с участков, которые были изъяты для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей.

В качестве оснований для установления публичного сервитута на частной земле могут выступать:

  • необходимость в создании свободного доступа к общему водоему;
  • прокладывание газопровода, канализации и т.д.;
  • строительство автомобильной дороги;
  • выпас скота иные случаи.
  • Осуществлять доступ к участку в соответствии с установленным в соглашении графиком, возводить, ремонтировать инженерные сооружения и осуществлять другие виды работ.
  • Владеть объектами, размещенными им на обозначенной территории (движимыми и недвижимыми).
  • Требовать от владельца земли соблюдения особо режима ее использования, предусмотренного публичным сервитутом.
  • Если изменилось место расположения инженерного сооружения, то обладатель имеет право уточнить границы сервитута. Однако в этом случае должны быть соблюдены условия, предусмотренные п. 6 ст. 39.50 ЗК РФ.
  • В любой момент расторгнуть соглашение об установлении публичного сервитута (об основаниях для прекращения сервитутов мы рассказываем тут).
  • До окончания периода действия ограничения на землю обратиться в уполномоченный орган за установлением сервитута на новый срок.
Справка! 

Приступить к использованию участка можно после завершения

процедуры регистрации

. При этом, если территория является муниципальной собственностью, то воспользоваться своим правом можно сразу после внесения соответствующей платы.

Какими правами и обязанностями наделяются обладатели сервитутов мы рассказывали в отдельной статье.

  1. Вначале заинтересованное лицо подготавливает ходатайство и необходимые документы.
  2. Полный пакет бумаг передается уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления.
  3. Представленные сведения проходят проверку на соответствие действительности.
  4. При необходимости могут быть организованы общественные слушания для совместного принятия решения об установлении такого ограничения на землю.
  5. В случае отсутствия оснований для отказа уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута в отношении заявленного земельного участка.
  6. Затем между заявителем и собственником участка заключается соглашение об установлении публичного сервитута.
  7. Далее вносится плата за получение права ограниченного использования.
  8. Завершающим этапом является регистрация ограничения в Росреестре.

Более подробно процедуру установления публичного сервитута мы рассматриваем в отдельном материале.

Ходатайство

Данный документ подготавливается в письменном виде лицом, заинтересованным в установлении публичного сервитута. Ходатайство должно содержать следующие основные сведения (п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ):

  • реквизиты заявителя (название, адрес, регистрационные данные и др.);
  • цель установления публичного сервитута;
  • желаемый срок действия ограничения;
  • период времени, в течении которого использовать участок будет невозможно или затруднительно;
  • обоснование необходимости в установлении ограничения;
  • кадастровый номер земли (при наличии);
  • контактные данные заявителя (адрес электронной почты);
  • иные сведения, которые могут включаться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Сколько заплатят и возместят ли убытки?

В соответствии с п. 1

лицо, обладающее публичным сервитутом, обязано вносить плату за полученное право ограниченного пользования землей.

Размер платежа определяется в следующем порядке:

  • если участок принадлежит государству или муниципалитету, то обладателю сервитута необходимо будет платить по 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год эксплуатации земли;
  • если территория является частной собственностью, то в этом случае сумма платежа рассчитывается на основании ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ».

Справка! Оплата за сервитут может вноситься в виде единовременного перечисления денег или же путем проведения периодических платежей. В отношении государственных земель используется первый вариант.

Судебная процедура

Помимо платы за установление обременения, владелец участка также может рассчитывать на компенсацию убытков, возникших из-за установления сервитута (например, невозможность использования территории, удовлетворения обязательств перед иными лицами и т.д.).

Каким образом и на основании чего формируется размер платы и периодичность платежей за пользование различными сервитутами мы рассказывали здесь.

Как заключается соглашение?

Соглашение об установлении на землю права ограниченного пользования заключается между заинтересованной стороной (обладателем сервитута) и владельцем участка. Данный документ составляется в письменном виде.

Вся процедура заключения соглашения имеет следующий вид:

  1. Вначале обладатель составляет проект договора и подписывает его.
  2. Далее готовый документ направляется заказным письмом (с уведомлением о получении) в адрес собственника территории, в отношении которой установлено обременение. При этом одновременно высылаются: информация о границах сервитута и отчет об оценке (необходим для установления размера платы за сервитут).
  3. После получения проекта соглашения владелец земли должен в течение 14 дней подписать его и выслать назад обладателю публичного сервитута, написать мотивированный отказ в подписании договора или же выдвинуть свои условия для его заключения.
Оцените статью
Юриспруденция
Adblock detector