Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Схема источников права социального обеспечения

Региональные формы социального обеспечения

Наряду
с централизованными, выделяются
региональные формы социального
обеспечения.

Конституция
Российской Федерации относит правовое
регулирование отношений в сфере
социального обеспечения к совместной
компетенции органов федеральной власти
и субъектов Федерации. Региональные
формы социального обеспечения представляют
собой организационно-правовые способы
осуществления дополнительных мер по
социальному обеспечению населения на
уровне субъекта Российской Федерации
за счет его собственных финансовых
источников.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

К
числу местных, локальных форм социального
обеспечения относятся организационно-правовые
способы осуществления дополнительных
мер социальной защиты человека,
используемые органами муниципальной
власти, субъектами социально-партнерских
соглашений, коллективного договора.
Именно эти органы и субъекты определяют
способ аккумуляции финансовых средств,
круг лиц, для которых предусматриваются
меры дополнительной социальной поддержки,
виды такой поддержки и способы ее
предоставления.

2.1 Понятие и классификация принципов права социального обеспечения

Право на социальное обеспечение каждого человека закреплено в ст. 7 Конституции, где провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом в рамках социальной политики в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно «Словарю русского языка» СИ. Ожегова социальное обеспечение означает предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества.

Таким образом, право социального обеспечения
— это отрасль российского права, представляющая собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения или за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Другими словами, социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личностных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом (по Р.И. Ивановой).

Схема источников права социального обеспечения

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной.

Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

Предлагаем ознакомиться  Формула расчета неустойки за просрочку передачи квартиры

Следовательно, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Его содержание и параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в российском государстве, и до сих пор в отечественной экономической и юридической науке указанное понятие трактуется неоднозначно.

• необходимо наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;

• осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;

• установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;

• закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению, и условий его предоставления в правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно отражают его функции: экономическая; компенсационно-распределительная; политическая; социально-реабилитационная; демографическая; защитная. Основными из них являются экономическая и социально-реабилитационная функции.

Экономическая функция
социального обеспечения заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Социально-реабилитационная функция
направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и другой социально менее защищенной части населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Поскольку существует какая-либо область отношений между людьми, постольку существует и специальная отрасль права, которая регулирует отношения в этой области, следовательно, социальное обеспечение как деятельность и как совокупность общественных отношений регулирует особая отрасль права — право социального обеспечения.

В самостоятельную отрасль оно выделилось в конце 1960-х — начале 1970-х гг., а до этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Исходя из приведенного выше определения, к системе социального обеспечения в современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

Схема источников права социального обеспечения

Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием социальной защиты,
под которой понимается конкретная социальная политика государства, стремящаяся правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.

Взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения более объективно выявляется на базе международного опыта правового регулирования обеих этих общественных категорий.

Необходимо также отметить, что систему социального обеспечения следует рассматривать как составную часть государственной системы социальной защиты населения, которая помимо социального обеспечения включает гарантии по охране труда, здоровья и окружающей природной среды, минимальной оплате труда и другие меры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования государства.

Предлагаем ознакомиться  Как восстановить украденные права и документы на машину

По источникам и способам формирования специальных социальных фондов, а также в зависимости от органов, осуществляющих социальное обеспечение, и соответствующей нормативной базы выделяют различные роды, виды и формы социального обеспечения.

Таким образом, понятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.

В теории права под правовыми принципами (принципами права) понимаются исходные нормативно-руководящие начала (положения), которые выражают главное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует.

· устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

· государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

· паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

· обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

· ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

· обеспечение надзора и общественного контроля;

· автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, других нормативным актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения.

8.Государственная социальная помощь

ФЗ
«О государственной социальной помощи»
от 17.07.1999 №178-ФЗ

Предоставляемая
гражданам РФ государственная социальная
помощь подразделяется
на:

  1. помощь,
    оказываемую в виде предоставления
    гражданам набора социальных
    услуг
    ,

  2. государственную
    социальную помощь, оказываемую за
    счет средств бюджетов субъектов
    РФ.

Государственная
социальная помощь предоставляется:

  • малоимущим
    семьям
    ,

  • малоимущим
    одиноко проживающим гражданам
    ,

  • а
    также иным
    категориям граждан, указанным в Законе
    № 178-ФЗ,

В
виде:

  • социальных
    пособий,

  • субсидий,

  • социальных
    услуг

  • и
    жизненно необходимых товаров.

Право
на государственную социальную помощь
в виде предоставления гражданам набора
социальных услугимеют
следующие категории граждан
(статья 6.1 Закона № 178-ФЗ):

  • инвалиды
    войны;

  • участники
    ВОВ;

  • ветераны
    боевых действий из числа лиц, указанных
    в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 ФЗ от
    12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в
    редакции изменений и дополнений), а
    именно:

  • военнослужащие,
    в том числе уволенные в запас (отставку),
    военнообязанные,

  • военнослужащие,
    проходившие военную службу в воинских
    частях, учреждениях, военно-учебных
    заведениях, не входивших в состав
    действующей армии, в период с 22 июня
    1941 года по 3 сентября 1945 года не менее
    шести месяцев, военнослужащие,
    награжденные орденами или медалями
    СССР за службу в указанный период;

  • лица,
    награжденные знаком «Жителю блокадного
    Ленинграда»;

  • лица,
    работавшие в период ВОВ на объектах
    противовоздушной обороны, местной
    противовоздушной обороны, на строительстве
    оборонительных сооружений, военно-морских
    баз, аэродромов и других военных объектов
    в пределах тыловых границ действующих
    фронтов, операционных зон действующих
    флотов, на прифронтовых участках
    железных и автомобильных дорог, а также
    члены экипажей судов транспортного
    флота, интернированных в начале ВОВ в
    портах других государств;

  • члены
    семей погибших (умерших) инвалидов
    войны, участников ВОВ и ветеранов боевых
    действий, члены семей погибших в Великой
    Отечественной войне лиц из числа личного
    состава групп самозащиты объектовых
    и аварийных команд местной противовоздушной
    обороны, а также члены семей погибших
    работников госпиталей и больниц города
    Ленинграда;

  • инвалиды;

  • дети-инвалиды.

Предлагаем ознакомиться  Как получить социальную карту пенсионеру московской области и Мск

В
особом порядке социальные услуги
предоставляются лицам,
подвергшимся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС,
а также вследствие ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне, и ряд иных
категорий лиц.

В
состав предоставляемого указанным
гражданам набора социальных услуг
согласно статье 6.2 Закона № 178-ФЗ включены:

  • дополнительная
    бесплатная медицинская помощь
    ,
    в том числе предусматривающая обеспечение
    необходимыми лекарственными средствами
    по рецептам врача (фельдшера),

  • предоставление
    при наличии медицинских показаний
    путевки
    на санаторно-курортное лечение
    ,
    осуществляемые в соответствии с
    законодательством об обязательном
    социальном страховании,

  • бесплатный
    проезд на пригородном железнодорожном
    транспорте
    ,
    а также на междугородном транспорте к
    месту лечения и обратно.

На
оплату предоставляемого гражданам
набора социальных услуг направляется
450 рублей в месяц, в том числе на оплату
лекарственных средств и путевки на
санаторно-курортное лечение — 400 рублей,
на бесплатный проезд на пригородном
железнодорожном транспорте — 50 рублей.

В
соответствии со статьей 6.3 Закона №
178-ФЗ имеющие право на получение социальных
услуг граждане вправе
отказаться от их получения,
начиная с 01.01.2006, обратившись с заявлением
в территориальный орган Пенсионного
фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную
денежную выплату. В этом случае гражданин
будет пользоваться законодательно
установленной ежемесячной
денежной выплатой
в полном размере без ее уменьшения на
стоимость предоставлявшихся социальных
услуг.

Путевки
на санаторно-курортное
лечение приобретаются Фондом социального
страхования РФ. Перевозка граждан к
месту санаторно-курортного лечения и
обратно осуществляется железнодорожным
транспортом пригородного сообщения, а
также междугородним железнодорожным,
авиационным, водным (речным) и автомобильным
транспортом.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Государственная
социальная помощь за счет средств
бюджетов субъектов РФ

Получатели:

  • малоимущие
    семьи

  • малоимущие
    одиноко проживающие

    граждане, которые по независящим от
    них причинам имеют среднедушевой
    доход ниже величины прожиточного
    минимума
    ,
    установленного в соответствующем
    субъекте РФ.

Помощь
оказывается в виде:

  • денежных
    выплат

    (социальные пособия, субсидии и другие
    выплаты)

  • или
    натуральной
    помощи

    (топливо, продукты питания, одежда,
    обувь, медикаменты и другие виды
    натуральной помощи).

Перечень
получателей социальной помощи, а также
ее виды и размеры определяются органами
государственной власти соответствующих
субъектов РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Государственная
социальная помощь, оказываемая за счет
средств бюджета субъекта РФ, назначается
решением органа социальной защиты
населения по месту жительства
либо месту пребывания малоимущей семьи
или малоимущего одиноко проживающего
гражданина.

Оцените статью
Юриспруденция
Adblock detector