Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

О защите конкуренции, Проект Федерального закона от 26 июля 2006 года №186242-4

Каким законом регулируется антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство состоит из нескольких правовых документов, действие которых направлено на защиту конкуренции при осуществлении экономической деятельности, а также на ограничение возможности установления монополий на экономическом рынке.

Основным актом, которым регулируются отношения, является ФЗ № 135 «О защите конкуренции», получивший юридическую силу в 2006 году.

Началом разработки государством мер, направленных на создание конкуренции на территории страны, является принятый в РСФСР закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1.

ФЗ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

Как ранее было указано, акт федерального значения вступил в силу еще в 1991 году. Закон определил перечень задач, которые стояли перед государством.

Задачами являлись:

  • Разработка мер, направленных на способствование развития конкуренции;
  • Пресечение, ограничение развития монополий на территории страны;
  • Осуществления контроля государственными органами над исполнением разработанных мер.

Координация деятельности, осуществляемой в сфере экономики, представляет собой процедуру согласования действий субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность третьим лицом, которое не входит в одну группу с лицами, чья деятельность координируется и не осуществляет экономической деятельности на том рынке товаров, на котором происходит согласование действий субъектов.

Действия, которые осуществляются на основании «вертикальных» отношений, координацией деятельности не признаются.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

В соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, концепцией и техническим заданием на разработку проекта Федерального закона «О защите конкуренции» (далее — законопроект), учитывая особую значимость защиты конкуренции на современном этапе развития экономики Российской Федерации, законопроект предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, уточнение правовых основ государственной политики в этой сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Защита конкуренции

1. Совершенствование понятийного аппарата антимонопольного законодательстваЗаконопроект предусматривает изменение подхода к ключевым понятиям конкурентного законодательства. С учетом правоприменения в законопроекте уточнено базовое для данного вида законодательства понятие товара, в соответствии с новой редакцией которого в сферу регулирования конкурентных отношений могут быть включены отношения между хозяйствующими субъектами, возникающие по поводу оборота объектов гражданских прав, предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот, в том числе по поводу таких объектов гражданских прав, которые не являются продуктами деятельности.

Законопроект содержит уточненное понятие товарного рынка с целью учета специфики большинства современных товарных рынков как глобальных, выходящих за пределы государственных границ и подверженных воздействию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность за пределами Российской Федерации.

Определение товарного рынка предлагается конкретизировать с учетом технической и иной возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории. Также из определения понятия товарный рынок исключен такой признак товарного рынка, как его географическое расположение на территории Российской Федерации или ее части, что позволит антимонопольному органу при осуществлении анализа товарного рынка определять состояние конкуренции с учетом наличия зарубежных производителей (продавцов, потребителей) соответствующего товара.

Законопроект уточняет понятие группы лиц и критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенной группе. В частности, в законопроекте вводится родовое определение группы лиц как совокупности хозяйствующих субъектов, действующих на определенном товарном рынке в едином экономическом интересе. Как и действующее антимонопольное законодательство, законопроект не содержит исчерпывающий перечень видов групп лиц (что соответствует подходу, принятому в законодательстве о конкуренции Европейского Сообщества и США), однако введение родового определения этого понятия позволяет конкретизировать критерии отнесения отдельных хозяйствующих субъектов к определенной группе лиц.

Дополнительно, законопроект содержит новый индивидуальный признак принадлежности хозяйствующих субъектов к одной группе; в том случае, если несколько лиц заключили между собой соглашение или осуществляют согласованные действия, дающие его участникам значительные технологические или торговые преимущества перед другими хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке, предлагается в целях настоящего закона рассматривать такие хозяйствующие субъекты как участников одной группы лиц.

Законопроект расширяет понятийный аппарат антимонопольного законодательства, включая в него такие типичные формы негативного влияния на конкуренцию, как координацию деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, а также согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.Координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом -особый вид антиконкурентного рыночного поведения, которое предполагает согласование действий хозяйствующих субъектов лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.

Законопроект определяет, что запрету подлежит координация экономической деятельности, последствия которой совпадают с последствиями заключения хозяйствующими субъектами картельных соглашений или осуществления ими согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.Не являются координацией экономической деятельности действия саморегулируемой организации по установлению условий доступа на рынок (выходу с рынка) для своих членов, что соответствует природе такой организации и ее цели поддерживать высокие стандарты профессиональной деятельности своих участников.

Понятие согласованных действий определено в решении Европейского Суда справедливости по делу ICI v. Commission (1972) (ECR 619, (1972) CMLR 557, paras. 64 and 65) как «координация между предприятиями, не достигшая стадии соглашения в явном виде, которая осознанно замещает практическое взаимодействие между ними с риском для конкуренции», осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия «прямой или косвенный контакт между конкурентами, объект или результат действия которого заключается или во влиянии на рыночное поведение действительного или потенциального конкурента или в раскрытии такому конкуренту особенностей рыночного поведения, которые они самостоятельно решили применять или намереваются применять на рынке».

Римский договор и сложившаяся судебная практика в ЕС рассматривают согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, в качестве самостоятельного правонарушения, отличного от ограничивающих конкуренцию соглашений. Учитывая положительный европейский опыт в этой сфере, в законопроекте проведено точное разграничение понятий «соглашений, ограничивающих конкуренцию» и «согласованных действий, ограничивающих конкуренцию».

Предлагаем ознакомиться  Желтая сплошная линия посередине дороги

Законопроект определяет понятие согласованных действий как особую разновидность монополистической деятельности на товарных рынках. В общем случае, согласованные действия, ограничивающие конкуренцию, не предполагают заключение их участниками соглашений или достижение каких-либо иных формальных договоренностей, выполнение которых замещает конкуренцию на рынке, но являются особой моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб интересам потребителей и ограничивающей конкуренцию.

При осуществлении согласованных действий замещающая конкуренцию кооперативная стратегия хозяйствующих субъектов обеспечивается за счет согласования ключевых параметров экономического поведения в результате прямого информационного обмена (или в форме распространения для неопределенного круга лиц информации о ценовой политике, географическом направлении развития бизнеса, приоритетах и условиях обслуживания отдельных сегментов товарного рынка), устоявшихся и не требующих специальной договоренности способов реагирования на анонсированные «конкурентом» намерения, а также соответствующих особых действий каждого хозяйствующего субъекта (участника согласованных действий) по согласованию своего рыночного поведения с рыночным поведением иных, лишь формально конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов.

Рыночное поведение участника согласованных действий характеризуется утратой автономности (независимости) и самостоятельности. Отличительным признаком согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, является их оправданность лишь в качестве модели группового поведения, когда достижение цели отдельным участником согласованных действий возможно лишь в результате сложного ролевого поведения всего коллектива действующих согласованно хозяйствующих субъектов.

Обычно это повторяющиеся (аналогичные) действия нескольких хозяйствующих субъектов, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, что отличает согласованные действия от параллельного поведения, т.е. одинаковой рациональной реакции хозяйствующих субъектов на общие и не зависящие от их действий изменения условий деятельности на товарном рынке.

Наиболее распространенным примером согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, является спонтанное повышение цен несколькими хозяйствующими субъектами на товарном рынке, навязывание контрагенту (покупателю) невыгодных для него условий договора, раздел рынка по территориальному принципу (по объему продаж, покупок или ассортименту реализуемых товаров).

В частном случае согласованные действия могут являться следствием реализации их участниками соглашения, которое само по себе не подпадает под запрет как ограничивающее конкуренцию, однако обеспечивает все необходимые условия для согласования действий участников соглашения, результатом которых уже становится ограничение конкуренции.

Соглашения такого рода могут устанавливать обязанность регулярного информационного обмена между хозяйствующими субъектами, обязанность придерживаться стандартов деловой практики, установленных какой-либо отраслевой ассоциацией (союзом), что в совокупности создает достаточные условия для согласования рыночного поведения.

В законопроекте существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта. В частности, снижено с 65 до 50 процентов значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которое позволяет квалифицировать его положение на соответствующем товарном рынке в качестве доминирующего. Хозяйствующие субъекты, доля которых на товарном рынке превышает 50 процентов, признаются доминирующими, если они не докажут, что не обладают возможностью в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (например, устанавливать цену товара, общие для всех участников рынка условия поставки, скидки с цены, приоритетные зоны географического обслуживания и дифференциацию цен для различных групп потребителей товара, а также иные).

Установленный в законопроекте порог в 50 процентов доли рынка как признак доминирования соответствует практике большинства стран — членов Европейского Союза. Законодательство отдельных стран — членов ЕС предусматривает и меньшие пороговые значения, например, порог в 40 процентов доли рынка предусмотрен законодательством Эстонии.

В законопроекте сохранено правило, в соответствии с которым не может быть признан занимающим доминирующее положение хозяйствующий субъект, доля которого на соответствующем рынке ниже 35 процентов. Однако из общего правила сделано исключение для товарных рынков, характеризующихся особой структурой спроса и предложения.

Так, может быть признан занимающим доминирующее положение хозяйствующий субъект, доля которого выше 5 процентов на товарном рынке, характеризующимся следующей структурой спроса и предложения:- спрос на соответствующий товар не является эластичным, т.е. потребители товара не могут отказаться от потребления в прежних (или несущественно меньших) размерах, даже в случае роста цены на такой товар;

— товар, обращающийся на таком рынке, не имеет заменителей;- производство (потребление) товара характеризуется высокой концентрацией, которая отражается в следующих соотношениях: на таком товарном рынке три (или менее) крупнейших хозяйствующих субъекта должны суммарно занимать долю больше 50 процентов, либо пять (или менее) крупнейших хозяйствующих субъекта должны суммарно занимать долю больше 70 процентов;

Предлагаем ознакомиться  Решение суда наследство на акции

— доли хозяйствующих субъектов на таком рынке должны быть стабильны в долгосрочном периоде (не менее одного года), доступ конкурентов ограничен.Определенные в законопроекте требования к товарному рынку, на котором возможно доминирование компаний с долей рынка менее 35 процентов, предполагают, что на таком рынке потребители товара имеют ограниченный выбор поставщиков (продавцов), ценовая политика каждого из хозяйствующих субъектов известна и предсказуема для иных участников рынка, последствия односторонних действий по изменению рыночных условий обращения товара легко предсказуемы, а внешние факторы воздействия на условия обращения товара практически отсутствуют, поскольку доступ конкурентов на рынок ограничен.

Совокупность перечисленных условий с высокой вероятностью ведет к возникновению доминирования даже относительно незначительных хозяйствующих субъектов, поскольку их действия легко идентифицируются и каждый хозяйствующий субъект получает возможность оценить их успешность в качестве индивидуальной модели поведения.

Дополнительным фактором, обуславливающим высокую вероятность возникновения доминирования относительно небольших хозяйствующих субъектов, является высокая степень сегментированности такого рынка и связанные с ней значительные издержки смены продавца (покупателя).Следует отметить, что законодательство о защите конкуренции Евросоюза и США не содержит порогового значения доли хозяйствующего субъекта, ниже которого доминирование такого хозяйствующего субъекта не может быть установлено ни судом, ни антимонопольным органом (нижний порог доминирования).

В практике Великобритании, например, доминирующими на одном товарном рынке могут быть признаны два хозяйствующих субъекта, суммарная доля которых превышает 25 процентов соответствующего рынка.В соответствии с комментариями к статье 4 «Типового закона о конкуренции ЮНКТАД» (ООН, Женева, 2000 г.) «под доминирующим положением на рынке понимается не только положение одного предприятия, но и ситуация, когда рынок контролируют несколько предприятий, действующих совместно.

Это явно относится к таким высококонцентрированным рынкам, как олигополия, когда несколько предприятий контролируют значительную долю рынка, создавая и используя условия, при которых они могут доминировать или осуществлять операции в значительной мере таким же образом, как это делал бы монополист».

N

Страна

Положения закона

1.

Германия

В соответствии со статьей 22 Закона о борьбе с ограничением конкуренции (1957 год с внесенными поправками) доминирующее положение имеет место в том случае, если:

ФЗ 135 о защите конкуренции: кратко

Сегодня, действует ФЗ «О защите конкуренции» в редакции № 38 от 04 июня 2018 года. Закон был принят в 2006.

Данным актом, регулируются отношения, связанные с защитой конкуренции, с предупреждением и пресечением установления монополистической деятельности.

Нормы акта распространяются на соглашения, достигнутые на территории иностранных государств, с участием российских экономических лиц и иностранных субъектов.

Структура закона о защите конкуренции и сфера его применения

Если говорить кратко, то закон имеет структуру, состоящую из 10 глав.

Главы посвящены:

  1. Общим положениям (9 статей);
  2. Монополистической деятельности (6 статей);
  3. Не добросовестной конкуренции (8 статей);
  4. Перечню действий, которые не могут быть осуществлены государственными органами (2 статьи);
  5. Требованиям, установленным для организации торгов, запросов цен и предложений (4 статьи);
  6. Предоставлению государственных и муниципальных преференций (3 статьи);
  7. Перечню функций и полномочий органов (12 статей);
  8. Государственному контролю над экономической концентрацией (10 статей);
  9. Мерам ответственности за нарушение норм закона (24 статьи);
  10. Заключительным положениям (2 статьи).

Статья определяет понятие группы лиц.

Таковыми считаются:

  1. Хозяйственные общества или физические лица, имеющие более половины общего числа голосов, которые приходятся на голосующие акции;
  2. Юридическая организация и осуществляющие функции исполнительного органа этой организации физические лица или иная организация;
  3. Хозяйственные общества и физические лица, когда последние на основании соглашения имеют право давать указания, которые обязательны исполнения;
  4. Юридические организации, в которых коллегиальный исполнительный орган и совет директоров состоит более чем наполовину из одних и тех же людей.

Статья 11

В Российской Федерации не допускается заключение соглашений, между лицами, осуществляющими экономическую деятельность на одном рынке продажи, приобретения товаров, целями которых является:

  1. Установление цен или их поддержание;
  2. Изменение цен на торгах путем их специального повышения, снижения или поддержания;
  3. Раздел рынка на основании территориального принципа, объема покупателей, ассортимента;
  4. Сокращение определенных товаров или прекращение производства отдельных видов продукции;
  5. Отказ от заключения соглашений с конкретными субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

Хотелось бы обратить отдельное внимание, что в соответствии с комментариями, данными к этой статье, для раскрытия понятия соглашения, не допускается использовать нормы гражданского законодательства.

В данном контексте, соглашением признается определенная договоренность между несколькими субъектами, занимающимися экономической деятельностью.

В настоящий момент ст. 14 юридической силой не обладает.

До 2015 года, статья закрепляла перечень видов недобросовестной конкуренции. Посредством этой статьи, устанавливался строгий запрет на осуществление такого вида конкуренции.

В октябре 2015 года, статья утратила свое действие.

Статья 15 ФЗ 135

Действующая редакция закона, запрещает органам власти, в том числе организациям, которые осуществляют деятельность, связанную с предоставлением муниципальных или государственных услуг, в том числе Центральному Банку РФ, утверждать акты или осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением случаев, которые обозначены в законе.

Не допускаются действия, связанные с:

  1. Введением запретов, связанных с созданием субъектов экономической деятельности или с осуществлением деятельности в какой — либо сфере экономической деятельности;
  2. Препятствованием к осуществлению экономической деятельности;
  3. Установлением запретов или ограничений на перемещение товаров по территории страны;
  4. Дачей указаний о необходимости первоочередных поставок для определенной группы потребителей;
  5. Установлением ограничений выбора потребителям производителей потребляемых товаров;
  6. Предоставлением отдельным субъектам приоритетного доступа к сведениям;
  7. Созданием условий, являющихся дискриминационными;
  8. Установлением или взиманием платежей, которые не соответствуют действующему законодательству;
  9. Дачей указаний субъектам, о необходимости приобретения конкретного товара, на конкретном товарном рынке.
Предлагаем ознакомиться  Статус объекта снят с учета в 2020 году: что это значит, найденный плательщик

В комментариях к этой статье, можно увидеть, что подобные ограничения не подлежат распространению на следующие виды органов:

  1. Судебные органы;
  2. Прокуратуру;
  3. Счетную палату;
  4. Следственный комитет РФ;

Статья 16

Не допускается заключение соглашений органами федерального значения, органами местного самоуправления и иными организациями, которые связаны с:

  1. Повышением, снижением, поддержанием цен на тарифы, за исключением тех случаев, когда заключение таких соглашений, предусматривается положениями нормативных актов, действующих на территории РФ;
  2. Установлением различных цен на одинаковые виды товаров, которые не обоснованы с экономической или технологической точки зрения;
  3. Ограничением доступа на товарный рынок или выхода из него.

Ст. 17.1 устанавливает правила передачи имущества, принадлежащего государству или муниципалитетам. Имущество передается на основании:

  • Соглашения об аренде;
  • Соглашения о безвозмездной передаче имущества;
  • Договора о доверительном управлении;
  • Иных соглашений, заключенных по результатам конкурсов или аукционов.

Закрепляет правила рассмотрения антимонопольным органом, жалобы, поводом для написания которых, является нарушение антимонопольного законодательства.

Статьей определен перечень информации, который обязательно указывается при составлении жалобы:

  1. Сведения о субъекте, которые нарушил нормы закона;
  2. Информацию о заявителе;
  3. Сведения о нарушениях, допущенных субъектом;
  4. Перечень документальных сведений, который прилагается к жалобе;
  5. Подпись заинтересованного лица и дату составления.

Подать заинтересованное лицо жалобу вправе лично, посредством факса или почтовым отправлением.

Статья 23

Антимонопольному органу предоставлен следующий перечень полномочий:

  1. О возбуждении и рассмотрении норм антимонопольного законодательства;
  2. О выдаче предписаний для исполнения;
  3. О выдаче извещений о проведении торгов или их аннулировании;
  4. О выдаче предупреждений;
  5. О направлении в ЦБ РФ положений о приведении в соответствие с законом актов, изданных банком;
  6. О направлении предостережений о недопустимости нарушения закона;
  7. По рассмотрению жалоб;
  8. По обращению в суд;
  9. По ведению реестра лиц, привлекаемых к административной ответственности;
  10. По размещению на официальных ресурсах информации о решениях и предписаниях;
  11. По установлению доминирующего положения в случае рассмотрения поступивших заявлений.

Закрепляет необходимость получения согласия антимонопольного органа на сделки, в случае, когда одним из участников такой сделки является субъект экономической деятельности:

  • Обладает активами стоимостью более семи миллиардов рублей;
  • Получил выручку более десяти миллиардов рублей, и стоимость его активов более четырехсот миллионов рублей.

Статья 44

Статья под номером 44 регулирует процедуру рассмотрения заявлений или материалов в связи с нарушением антимонопольного законодательства.

Подача заявления осуществляется в уполномоченный орган.

Для рассмотрения, в заявлении указывается:

  • Информация о лице, подающем заявление (его ФИО, сведения о месте проживания, контактную информацию);
  • Информацию о лице, которое нарушает положения нормативного акта;
  • Сведения о нарушениях норм закона;
  • Перечень требований заявителя;
  • Список приложенных документов.

В процессе рассмотрения, государственный орган, устанавливает следующие факты:

  • Компетентен ли он в рассмотрении заявления;
  • Имеются ли нарушения в действиях лица.

Аффилированное лицо: определение по закону

Понятие аффилированного лица, установлено статьей 4 ФЗ № 948 – 1.

В юридических организациях, аффилированными считаются:

  1. Участник Совета директоров, а также иного коллегиального органа управления организацией;
  2. Лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит само юридическое лицо;
  3. Лицо, обладающее правом распоряжения более 20% общего количества голосов;
  4. Когда организация входит в состав финансово – промышленной группы, аффилированными признаются члены совета директоров.

Физические лица, получают статус аффилированных когда:

  1. Лицо принадлежит к той же группе, что и физическое лицо;
  2. Лицо обладает правом распоряжения более 20% общего количества голосов.

Само понятие группы лиц, антимонопольный закон не раскрывает. Однако в ст. 9 закона, указаны признаки, при наличии которых, совокупность лиц, определяется как группа.

Перечень признаков, которые свидетельствуют о группе лиц, были указаны в статье ранее. Указанные в положении признаки, свидетельствуют о том, что эти лица между собой взаимосвязаны.

Недобросовестная конкуренция путем дискредитации

Дискредитацией считается распространение ложной, неточной или искаженной информации, результатом которого является наличие убытков у субъекта, занимающегося экономической деятельностью или ущерб, который причинен репутации такого субъекта.

Дискредитация осуществляется в отношении:

  1. Товара, его свойств или качества, порядка изготовления, способов использования;
  2. Количества реализуемого товара, методов его получения;
  3. Условий его приобретения.

На территории России, конкуренция, осуществляемая путем дискредитации, признается в качестве недобросовестной и незаконной.

Такой запрет предусмотрен ст. 14.1 рассматриваемого правового акта.

Понятие недобросовестной конкуренции, установлено в ст. 4 ФЗ № 135. Она представляет собой действия, которые соответствуют следующим характеристикам:

  1. Целью действий является получение каких – либо преимуществ, в процессе ведения предпринимательской деятельности;
  2. Действия противоречат установленным нормам действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, справедливости и разумности;
  3. Действия причиняют убытки другим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность;
  4. Действия способны нанести вред деловой репутации иных субъектов хозяйствующих на рынке.
Оцените статью
Юриспруденция
Adblock detector