Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Счет 86 в бухгалтерском учете отражаются субсидии

Видео-урок “Бухучет целевого финансирования”: проводки, примеры

Видео урок про ведение бухучета в организации по счету 86 “Целевое финансирование”. Разобраны практические примеры с проводками по учету. Ведет урок преподаватель сайта “Бухгалтерский и налоговый учет”, главный бухгалтер Гандева Н.В. ⇓

Счет 86 в бухгалтерском учете отражаются субсидии ★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников
(пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг
Счет 86 в бухгалтерском учете отражаются субсидии ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг

Для целей бухучета государственная помощь подразделяется на средства, связанные с финансированием:

  • капитальных расходов на приобретение (создание) внеоборотных активов (например, основных средств);

В первом случае предоставление государственной помощи может сопровождаться дополнительными условиями, такими как:

  • ограничение приобретения определенных видов активов;
  • конкретное местонахождение приобретаемых активов;
  • установленные сроки приобретения и владения активами.

К финансированию текущих расходов относятся все другие виды государственной помощи, отличные от приобретения (создания) внеоборотных активов. При этом для целей бухучета не признаются государственной помощью средства (экономическая выгода), полученные в рамках:

  • государственного регулирования цен и тарифов;
  • применения соответствующих правил налогообложения прибыли (например, предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов);
  • полученных бюджетных инвестиций (в частности, участие государства в формировании уставного капитала организации, например, унитарных).

Государственная помощь может быть предоставлена организации в виде:

  • другого имущества (например, основных средств, материалов).

Об этом говорится в пунктах 3 и 4 ПБУ 13/2000.

Счет 86 в бухгалтерском учете отражаются субсидии

Ситуация: как в бухучете определить стоимость имущества (например, основных средств, материалов), предоставленных организации в собственность в рамках государственной помощи?

Имущество, полученное на возмездной основе, учтите по стоимости, указанной в договоре. Безвозмездно полученное имущество примите к учету по рыночной стоимости.

Если организация получает имущество на возмездной основе (т. е. на льготных условиях, например в рамках имущественной поддержки малого и среднего бизнеса), то по общему правилу его стоимость будет указана в договоре на предоставление государственной помощи. В этой стоимости и поставьте имущество на учет (п. 7 ПБУ 6/01, п. 5 ПБУ 5/01).

Если имущество предоставляется на безвозмездной основе, то для определения его стоимости воспользуйтесь правилами, установленными в пункте 6 ПБУ 13/2000. Там сказано, что стоимость полученного имущества (за исключением денег) определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

Таким образом, если организация получает имущество на безвозмездной основе, она вправе воспользоваться общим порядком, предусмотренным для определения стоимости активов, полученных безвозмездно (п. 10.3 ПБУ 9/99). Подробнее об этом см. Как отразить в учете поступление материалов.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражайте в бухучете в порядке, предусмотренном для учета заемных средств (п. 16 ПБУ 13/2000). Исключением из этого правила является случай, когда организация получает такие кредиты на безвозвратной основе. Тогда получение средств отражайте в учете в общем порядке, предусмотренном для государственной помощи (п. 17 ПБУ 13/2000).

Отражение в бухучете иных форм государственной помощи зависит от того, какое имущество получает организация и на каких условиях. Так, например, если в рамках имущественной поддержки от государства организация получает оборудование, то порядок отражения его получения в бухучете будет соответствовать порядку, предусмотренному для основных средств, приобретенных за счет государственной помощи.

Информацию о средствах, полученных из бюджета, организация должна раскрыть в бухгалтерской отчетности (Бухгалтерском балансе). Порядок раскрытия такой информации прописан в разделе IV ПБУ 13/2000. Данные о характере использования целевых средств коммерческие организации должны отразить в Отчете о целевом использовании средств и Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Подробнее о составе бухгалтерской отчетности см. Какие документы сдавать в составе бухгалтерской отчетности.

Типовые проводки по счету 86

На рисунке ниже показан в инфографике бухгалтерский счет 86 “Целевое финансирование”. Для увеличения картинки нажмите на нее.

Бухгалтерский счет 86 {amp}quot;целевое финансирование{amp}quot;. Проводки

Бухгалтерский счет 86 “целевое финансирование”. Проводки

Счет по Кт

Наименование счета

Содержание хозоперации

20, 26

«Затратные» счета

Средства направлены на осуществление поставленной задачи (в некоммерческой структуре)

83

«Добавочный капитал»

Средства полностью освоены и включены в добавочный капитал (в некоммерческой структуре)

98

«Доходы будущих периодов»

Средства включены в состав будущих доходов (в коммерческой структуре)

Счет по Дт

Наименование счета

Содержание хозоперации

07, 08, 10, 11, 15, 41

Счета учета оборудования, материалов

Получены вложения в качестве целевого финансирования (внеоборотные активы, материалы, товары и т.д.)

50, 51, 52

Финансовые счета

Средства поступили в кассу или на расчетный счет

20

«Основное производство»

Получен в качестве объекта целевого финансирования объект незавершенного производства

76

Расчеты с прочими контрагентами

Начислено целевое финансирование (ЦФ)

Поступление государственной помощи

В зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств организация может отражать средства государственной помощи:

  • по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
  • по мере фактического получения ресурсов.

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 13/2000.

В первом случае организация отражает государственную помощь в учете при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть, например, заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть, например, утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 ПБУ 13/2000.

Дебет 76 Кредит 86– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

Дебет 51 (08, 10…) Кредит 76– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Дебет 51 (08, 10…) Кредит 86– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12, абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Дебет 76 Кредит 91-1– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Предлагаем ознакомиться  Бухгалтерская справка о задолженности для суда образец

Дебет 51 Кредит 76– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Ситуация: как участнику «Сколково» отразить в бухучете получение субсидии из федерального бюджета? Возмещаются расходы при импорте товаров через управляющую компанию: НДС и таможенная пошлина.

В данном случае субсидия будет зачислена на счет управляющей компании. Поступление средств отразите зачетом обязательств: кредиторской задолженности перед управляющей компанией и дебиторской задолженности государства перед вами.

Так как управляющая компания оказывает участнику «Сколково» услуги таможенного брокера, она сама платит таможенные пошлины и НДС. Делает она это от имени и по поручению участника. То есть это затраты непосредственно участника, а управляющая компания – всего лишь посредник. Это следует из положений статьи 11 Закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ.

Затраты на уплату таможенных пошлин и НДС по импорту участнику возместят в виде субсидии. Но перечислят ее не участнику, а управляющей компании по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 мая 2011 г. № 339.

Дебет 41 Кредит 60– оприходованы товары;

Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам»– таможенная пошлина включена в себестоимость товаров.

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– начислен НДС при импорте, подлежащий уплате на таможне.

Дебет 68 Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией»– отражена кредиторская задолженность в сумме НДС, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково»;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» Кредит 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией»– отражена кредиторская задолженность в сумме таможенной пошлины, уплаченной управляющей компанией от имени и по поручению участника «Сколково».

Дебет 76 субсчет «Расчеты с государством» Кредит 91-1– отражена задолженность бюджета по предоставлению субсидии на возмещение затрат на уплату таможенных пошлин и НДС в отношении импортированных товаров.

Дебет 41 Кредит 19 – НДС учтен в стоимости товара.

Дебет 76 субсчет «Расчеты с управляющей компанией» Кредит 76 субсчет «Расчеты с государством»– зачет обязательств.

Такой порядок отражения операций следует из положений пунктов 5, 7, 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 19, 41, 60, 68, 76, 91).

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов?

В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.

Данную субсидию организация получает из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению это возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с реализацией товаров (работ, услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Бухучет

Дебет 51 Кредит 76– отражено поступление средств на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1– отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

Такой порядок следует из пункта 6 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76, 86 и 90). Аналогичный порядок отражения в бухучете организаций сумм поступающих субсидий на возмещение потерь в доходах подтвержден письмом Минфина России от 6 сентября 2007 г. № 03-07-11/389.

Налог на прибыль

У организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода. Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств (ст. 249, подп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/5600, ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).

А нужно ли платить НДС с полученной субсидии? Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие цели выделены средства. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-07-11/3144, от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65, от 9 июня 2011 г. № 03-03-06/1/337.

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов

ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан. Недополученный доход составил 100 000 руб.

В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб.

Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб. поступила во II квартале.

Дебет 51 Кредит 76– 100 000 руб. – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1– 100 000 руб. – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.

Примеры применения счета 86 в организации

В реальности проводки по счету 86 будут зависеть от вида деятельности организации — коммерческая (с извлечением прибыли) или некоммерческая. Рассмотрим учет целевого финансирования на конкретных примерах.

АО «Мир» получило от ООО «Заря» денежные средства для закупки строительной техники на сумму 250 000 руб. Также в рамках договора компании передаются строительные материалы на сумму 45 000 руб.

  • Дт 76 Кт 86 — 295 000 руб. — начислены денежные средства в рамках ЦФ.
  • Дт 51 Кт 76 — 250 000 руб. — оприходованы денежные средства на расчетный счет.
  • Дт 10 Кт 76 — 45 000 руб. — получены строительные материалы по договору ЦФ.

Порядок списания с баланса средств ЦФ будет зависеть от конечной цели их выделения. Если это коммерческая компания, то дальнейшие проводки (после оприходования техники и ввода ее в эксплуатацию) будут такими:

  • Дт 86 Кт 98 — 250 000 руб. — средства ЦФ учтены в качестве будущих доходов.

При начислении ежемесячной амортизации будут формироваться такие проводки:

  • Дт 20 Кт 02 — 1 000 руб. — начислена амортизация на строительную технику.

Подробнее о начислении амортизации в бухгалтерском учете прочитайте в статье «Проводки Дт 02 и Кт 02,01 (нюансы)».

  • Дт 98 Кт 91-1 — 1 000 руб. — средства ЦФ отражены в прочих доходах и расходах организации.
Предлагаем ознакомиться  Порядок предоставления жилищной субсидии : Министерство обороны Российской Федерации

В некоммерческой организации проводки будут отличаться. При переводе купленной техники на счет 01 «Основные средства» в учете появится запись:

  • Дт 86 Кт 83 — средства ЦФ, потраченные на покупку основного средства, учтены на балансе в составе добавочного капитала.

ВАЖНО! Согласно п. 17 ПБУ 6/01 некоммерческие организации НЕ начисляют амортизацию. В бухгалтерском учете на забалансовом счете накапливается износ, рассчитанный линейным методом.

Теперь правильно спишем полученные строительные материалы.

В коммерческой организации это будут такие проводки:

  • Дт 20 Кт 10 — 45 000 руб. — полученные стройматериалы списаны на расходы.

Подробнее про учет материалов смотрите в статье «Проводки дебет 10 и кредит 10, 60, 91 (нюансы)»

  • Дт 86 Кт 98 — 45 000 руб. — средства ЦФ учтены на балансе в составе будущих доходов.
  • Дт 98 Кт 91-1 — 45 000 руб. — средства ЦФ отражены в составе прочих доходов и расходов компании.

В некоммерческой организации материалы будут списаны сразу со счета 86:

  • Дт 86 Кт 20 — списаны средства ЦФ, потраченные на закупку материалов.

Бухгалтерский счет 86: использование

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

  • если актив подлежит амортизации то на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов;
  • если актив не амортизируется (например, земельный участок) то в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов.

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

Дебет 86 Кредит 98-2– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Дебет 20 (23, 25, 26…) Кредит 02– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

Дебет 10 Кредит 60– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

Дебет 86 Кредит 98-2– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,…)– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование работы по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах

Управляющая организация в январе получила средства из бюджета на финансирование работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 520 000 руб.

Капитальный ремонт проведен в шестимесячный срок.

Затраты на капитальный ремонт за весь срок его проведения составили:– 1 720 000 руб. – стоимость материалов;– 1 800 000 руб. – зарплата работников (иные расходы аналогичного характера).

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

Дебет 51 Кредит 86– 3 520 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи.

Дебет 10 Кредит 60– 1 720 000 руб. – оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2– 1 720 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 Кредит 10– 1 720 000 руб. – списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 90-1– 1 720 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

Дебет 20 Кредит 70 (69)– 1 800 000 руб. – начислены выплаты в пользу работников (зарплатные взносы);

Дебет 86 Кредит 98-2– 1 800 000 руб. – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу работников (источником уплаты зарплатных сборов);

Дебет 98-2 Кредит 90-1– 1 800 000 руб. – учтена в составе выручки сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат работникам (зарплатных взносов).

Ситуация: как в бухучете отразить средства государственной помощи, истраченные на приобретение (создание) неамортизируемых внеоборотных активов?

Средства госпомощи отразите в составе расходов будущих периодов с последующим списанием на прочие расходы.

Так, если актив не амортизируется, целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объекта в эксплуатацию (принятии к учету). Впоследствии, в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

Такой вывод позволяет сделать пункт 9 ПБУ 13/2000.

Например, если организации выделены средства на покупку земельного участка для строительства производственного цеха, то расходы на строительство признаются в течение всего периода строительства. Следовательно, в течение такого же периода будут списываться со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов и средства государственной помощи.

При этом порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не установлен. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать его и закрепить в учетной политике для целей бухучета. Например, организация может установить, что средства государственной помощи признаются в составе прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства.

Пример отражения в бухучете поступления и использования государственной помощи на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением неамортизируемых основных средств

ООО «Альфа» получило из бюджета субсидию на финансирование капитальных расходов (приобретение земельного участка). Субсидия предоставлена с условием строительства на данном участке производственного цеха. Сроки строительства установлены в период с 1 января по 31 декабря текущего года.

Предлагаем ознакомиться  Удерживающий треугольник для детей в машину

«Альфа» утвердила проектно-сметную документацию на строительство, а также получила уведомление о выделении средств из бюджета на финансирование строительства. Поэтому средства государственной помощи отражаются в учете по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

В учетной политике организации для целей бухучета прописано, что при покупке за счет бюджетных средств земельных участков (для целей строительства) средства государственной помощи списываются со счета учета доходов будущих периодов в состав прочих доходов равномерно в течение планового периода строительства начиная с месяца, следующего за месяцем принятия земельного участка к учету.

Стоимость земельного участка на основании договора купли-продажи составила 4 720 000 руб. Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 11 января.

Дебет 76 Кредит 86– 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора).

Дебет 51 Кредит 76– 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;

Дебет 08 Кредит 60– 4 720 000 руб. – отражена стоимость земельного участка, приобретенного за счет средств государственной помощи;

Дебет 01 Кредит 08– 4 720 000 руб. – принят к учету земельный участок;

Дебет 86 Кредит 98-2– 4 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов.

Дебет 98-2 Кредит 91-1– 429 091 руб. (4 720 000 руб. : 11 мес.) – учтены в составе прочих доходов средства государственной помощи, направленные на приобретение земельного участка.

На счете 86 учитываются суммы средств, получаемые организацией для финансирования целевых мероприятий. Источниками поступления средств могут быть как государственные компании, так и коммерческие фирмы и даже частные лица.

Главный критерий учета средств на счете 86 – четкое определение цели и назначения их использования согласно заключенному договору.

На счете 86, как правило, учитываются средств, поступающие в пользу организации в целях финансирования социальных программ и общественно полезных мероприятий (субсидии на оплату коммунальных услуг, субвенции на строительство социального жилья, поддержка льготных и малоимущих категорий населения и прочее).

Начисления целевых средств отражаются по Кт 86. Дт 86 используется для учета использования полученных средств в рамках договорных условий.

Дебет Кредит Описание операции
07 86 Оборудование к установке получено для целевого использования
52 86 Зачислены средства в валюте в качестве финансирования целевого мероприятия
86 29 В рамках целевого финансирования покрыты расходы обслуживающих хозяйств
86 91.1 Учтена доход в сумме полученной экономии сметы по договору целевого финансирования
41 86 Поступили товары в качестве финансирования целевого мероприятия

Возврат государственной помощи

Отражение в бухучете операций по возврату средств государственной помощи зависит от:

  • момента, когда возникли обстоятельства, при которых организация должна возвратить полученные ресурсы;

На дату возникновения задолженности перед бюджетом по возврату государственной помощи в бухучете сделайте исправительные записи (сторно) при одновременном соблюдении двух условий:

  • организация отражала поступление государственной помощи по мере возникновения целевого финансирования (задолженности по этим средствам);
  • обстоятельства, повлекшие возврат средств, возникли в том же году, когда была получена государственная помощь.

Дебет 76 Кредит 51 (08, 10…)– отражен возврат государственной помощи, ранее полученной из бюджета.

Такой вывод позволяет сделать пункт 13 ПБУ 13/2000.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то предусмотрен иной порядок отражения исправительных записей.

Дебет 86 Кредит 76– отражена задолженность организации, связанная с возвратом ранее полученных средств государственной помощи;

Дебет 91-2 Кредит 86– восстановлены средства целевого финансирования в размере начисленной амортизации;

Дебет 98-2 Кредит 86– восстановлено целевое финансирование на несписанную сумму доходов будущих периодов.

Дебет 91-2 Кредит 86– восстановлены средства целевого финансирования в размере фактически понесенных текущих расходов.

Об этом говорится в пункте 14 ПБУ 13/2000.

Продолжение {amp}gt;{amp}gt;

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Согласно п. 20 ПБУ 13/2000 остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» (код строки 1530) либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

Требование о раскрытии информации о полученной государственной помощи в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Аналогичное требование содержит и п. 22 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», в соответствии с которым производится формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.

Пунктом 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ № 66н) предусмотрено, что необходимые пояснения могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме, а содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к Приказу № 66н.

Налог на прибыль

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, и, следовательно, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта по созданию НМА, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом датой признания внереализационных доходов будет признаваться дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.

Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.13 г. № 03-03-06/1/24671).

Оцените статью
Юриспруденция
Adblock detector