Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Размер вычетов по исполнительным листам

Общие положения

Памятка бухгалтера издана УФССП России по Республике Карелия (далее Управление), которое действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов России, утвержденном приказом Министерства юстиции России от 09.04.2007 № 69. При использовании Памятки бухгалтеру необходимо иметь ввиду, что согласно Положения Управлению не предоставлено право разъяснения законодательства.

В соответствии со  ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ  (далее Закон) предусмотрен перечень исполнительных документов:-  исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции и арбитражными судами; —  судебные приказы;-  нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

https://www.youtube.com/watch?v= lhiIr_9udvM

—  акты органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств;-   судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;-   постановления судебного пристава-исполнителя;-   акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1.  от судебного пристава-исполнителя: постановление и копия исполнительного документа, перечисленного в ст. 12 Закона (в соответствии со ст. 98 Закона взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается при исполнении исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2.  от взыскателя: заявление об удержании суммы долга и исполнительный документ,  перечисленный в ст. 12 Закона (в соответствии со ст.9 Закона взыскателем   могут быть предъявлены исполнительные документы о взыскании периодических платежей; о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей);

3. от должника: заявление на имя руководителя организации об удержании суммы долга, например: об удержании алиментов.

Судебный пристав-исполнитель при направлении исполнительных документов в бухгалтерию предприятия направляет реквизиты лицевого или расчетного счета взыскателя для перечисления денежных средств.  В случае возвращения перечисляемых денежных средств в связи с выбытием адресата, изменением реквизитов счета бухгалтерия вправе не востребованные денежные средства перечислять на лицевые счета учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение  подразделений судебных приставов.

При поступлении документов из службы судебных приставов бухгалтеру необходимо учитывать следующее:1) в соответствии со ст. 6 Закона требования судебного пристава-исполнителя обязательны на территории РФ для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций.

2) недопустимо самостоятельно вносить изменения в исполнительные документы и постановление судебного пристава-исполнителя по удержанию долга из заработной платы.

3) в соответствии со ст.102 Закона размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя, исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера среднемесячной заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. В случае, когда определенный судебным приставом-исполнителем размер задолженности по алиментам нарушает интересы одной из сторон исполнительного производства, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.

Размер вычетов по исполнительным листам

4) в соответствии с налоговым законодательством размер удержания из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы,  оставшейся после удержания налогов.

5) при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50%  заработной платы и иных доходов, за исключением алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда в связи со смертью кормильца, возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника не может превышать 70%. (ч.ч. 2 и 3 ст. 99 Закона).

В ст. 138 Трудового кодекса РФ указано, что общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

https://www.youtube.com/watch?v= K_du4xEWqas

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 % заработной платы.Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 %.

6) лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе и перечислять (выплачивать) взыскателю удержанные денежные средства в трехдневный срок со дня выплаты должнику заработной платы.  Оплата перевода взысканных сумм по почте производится за счет  должника (ст. 109 Семейного кодекса РФ).

Бухгалтеру при  перечислении алиментов по почте,  рекомендуется на оборотной стороне талона к почтовому переводу в разделе «Для письменного сообщения» указывать: сумму заработка, с которого удержаны алименты; за какой месяц взысканы алименты; процент и удержанную с должника сумму, в том числе, в счет погашения задолженности; сумму оставшейся задолженности.

7) при увольнении, смерти должника, отзыва исполнительного документа судебным приставом-исполнителем, по которому удержание не производилось или произведено частично, исполнительный документ должен быть незамедлительно возвращен в службу судебных приставов или взыскателю. В исполнительном документе должна быть сделана отметка, заверенная печатью организации,  о произведенных удержаниях и сумме оставшейся задолженности.

Исполнительный документ направляется с сопроводительным письмом,  заказной корреспонденцией, нарочным взыскателю или в службу судебных приставов. Фактически исполненный документ с отметками  об исполнении направляется тому лицу, которое направило исполнительный документ или копию исполнительного документа.

Как «вычесть» налоги

По правилам Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сумма удержаний по исполнительным документам определяется исходя из дохода должника, оставшегося после удержания налогов. Однако эта, казалось бы, простая норма на практике вызывает сложности в ситуациях, когда у работника удерживается НДФЛ не только с дохода в виде зарплаты, а, к примеру, еще с материальной выгоды от экономии на процентах при пользовании займом. Нужно ли этот НДФЛ вычитать из суммы дохода для целей удержаний по исполнительному листу? Давайте разбираться.

Начнем с внимательного прочтения нормы профильного закона (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Она гласит: размер удержания из заработной платы должника исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. И все. Никакой конкретизации по виду и (или) ставке удерживаемого налога закон не содержит.

Чуть больше информации находим в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня сказано, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой зарплаты и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Как видим, тут уже есть оговорка, что налоги надо удержать в соответствии с налоговым законодательством.

Бесплатно рассчитывать зарплату с удержанием алиментов и стандартными вычетами по НДФЛ

Это означает, что размер удержания из зарплаты надо исчислять из суммы, оставшейся после того, как налоговый агент удержит из выплаты работнику все суммы НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (см. также письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1). То есть приоритет в данном случае имеют положения НК РФ. Обратимся к ним.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Исчисленную таким образом сумму налога налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Для доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, датой фактического получения дохода признается последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные или кредитные средства (пп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ). Соответственно, на эту дату организация-займодавец, выступающая в роли налогового агента, обязана исчислить сумму НДФЛ.

А исчисленная сумма должна быть удержана из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст. 226 НК РФ). Получается следующее. НДФЛ с экономии на процентах может (и должен) удерживаться в том числе и из заработной платы сотрудника, если таковая выплачивается в последний день месяца, за который определена матвыгода, или позже.

Размер вычетов по исполнительным листам

Таким образом, налоговый агент, выплачивающий зарплату работнику, в отношении которого имеется исполнительный документ на удержание части дохода, должен определять сумму удержания по такому исполнительному документу, исходя из суммы, уменьшенной на величину удержанного при выплате данной зарплаты НДФЛ, включая и налог, исчисленный с дохода в виде материальной выгоды, удержанный при осуществлении данной выплаты в порядке п. 4 ст. 226 НК РФ.

Удержания из заработка должников, отбывающих наказание

При удержании необходимо учитывать положения ст.138 ТК РФ. Так, в частности, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы работнику не может превышать 20 %, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50 % заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 % заработной платы.

Предлагаем ознакомиться  Можно ли подать на банкротство если у приставов есть исполнительный лист

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

  • при отбывании исправительных работ;
  • при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;
  • при возмещении вреда, причиненного работником здоровью другого лица;
  • при возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца;
  • при возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Досудебное урегулирование споровДосудебное урегулирование споров

В этих ситуациях размер удержаний из заработной платы работника не может превышать 70 %.

При удержании по исполнительному листу работодателю следует учитывать перечень «неприкосновенных» выплат (т.е. выплат, на которые нельзя обратить взыскание по исполнительному листу).

Перечень таких выплат приведен в ст.101 Закона №229-ФЗ. 

В соответствии со ст.101 Закона взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;в) в связи со смертью члена семьи;г) в виде гуманитарной помощи;д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

Кроме того, не обращается взыскание на единовременную субсидию, выдаваемую центрами занятости гражданам, вставшим на учет в качестве безработных. Субсидия выдается в рамках реализации региональных программ содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в соответствии с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 N 1089. Денежная сумма, выдаваемая из федерального бюджета не является доходом, на который может быть обращено взыскание.

Основные обязанности администрации организации по удержанию алиментов установлены статьями 109, 117  Семейного кодекса РФ, ст. 102 Закона.

Размер вычетов по исполнительным листам

В соответствии со ст. 109 Семейного кодекса РФ администрация обязана: 1) ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты;2) уплачивать (перечислять) или переводить их за счет лица, обязанного уплачивать алименты;3)производить выплаты не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты;

В соответствии со ст. 111 Семейного кодекса РФ администрация обязана  немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю и лицу, получающему алименты, об увольнении лица, обязанного уплачивать алименты, а также о новом месте его работы  или жительства, если такая информация известна.В случае нахождения должника в вынужденном отпуске без сохранения заработной платы, предоставленного работнику с его согласия (заявления), задолженность по алиментам определяется исходя из размера среднемесячной заработной платы по РФ в соответствии со ст.

113 Семейного кодекса РФ. Отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться только по просьбе работника по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам (ст. 128 Трудового кодекса РФ).В соответствии со ст. 114 Семейного кодекса РФ освобождение от уплаты задолженности по алиментам или уменьшение этой задолженности при уплате алиментов по соглашению сторон возможно по взаимному согласию сторон, за исключением случаев уплаты алиментов на несовершеннолетних детей.

Суд вправе по иску лица, обязанного уплачивать алименты, освободить его полностью или частично от уплаты задолженности по алиментам, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам и его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам.

Аналогичные положения установлены нормой  ст. 119 Семейного кодекса РФ. Суд вправе отказать во взыскании алиментов совершеннолетнему дееспособному лицу, если установлено, что оно совершило в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, умышленное преступление или в случае недостойного поведения совершеннолетнего дееспособного лица в семье.

В соответствии со статья 81 Семейного кодекса РФ при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины заработка и (или) иного дохода родителей.

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.В соответствии с ч. 1 ст. 102 Закона, ст. 117 Семейного кодекса РФ  индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится администрацией организации по месту удержания алиментов пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Размер вычетов по исполнительным листам

В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда.При повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель и лица, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

Об индексации лица, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона, обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель — вынести постановление.В ст. 5 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ установлено, что исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленным в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года,  исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Размер базовой суммы с января 2001 года не изменялся, однако, размер минимального размера оплаты труда неоднократно повышался. Когда возникает необходимость произвести индексацию, количество МРОТ, установленное судом должно быть умножено на 100 руб. Полученная сумма увеличивается во столько раз, во сколько раз увеличился МРОТ.

Бухгалтер при получении исполнительного документа должен установить с какой даты и за какой период должны быть взысканы алименты  и, соответственно, установить во сколько раз увеличивались за прошедший период коэффициенты. Таким образом, бухгалтеру необходимо количество МРОТ  умножить на коэффициенты за определенные периоды.

Удержания из аванса

Второй спорный момент, связанный с «очисткой» от налогов дохода, из которого определяется размер удержаний, возникает при удержании из зарплаты за первую половину месяца. Ведь, по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ. Для дохода в виде заработной платы датой фактического получения является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Получается, что определить сумму, подлежащую удержанию из зарплаты по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ (т. е. за минусом сумм налогов), работодатель может только по итогам месяца. Соответственно, исчисление и удержание по исполнительным листам необходимо производить только при окончательном расчете с сотрудником (если, конечно, иное прямо не предусмотрено самим исполнительным документом).

Но при этом расчет производится исходя из всей суммы заработной платы, включая авансы (письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1).В то же время на практике бывают ситуации, когда размер удержаний таков, что зарплаты, выплачиваемой при окончательном расчете, может оказаться недостаточно для полного удержания по всем исполнительным документам.

Предлагаем ознакомиться  Уплата налогов, сборов и страховых взносов за ИП и ООО третьими лицами

Бесплатно рассчитать аванс и зарплату с учетом всех актуальных на сегодня показателей

Юр.обслуживание

Можно использовать и другой подход, а именно — выплачивать аванс исходя из той суммы, которую сотрудник должен получить «на руки» после всех удержаний. Для этого определяем сумму, которая должна быть выплачена сотруднику после удержаний исходя из величины зарплаты за полный месяц (то есть от полной зарплаты отнимаем НДФЛ и все допустимые удержания в пределах 50 или 70 процентов в зависимости от их вида).

И в качестве аванса выплачиваем сотруднику некий процент (к примеру, половину) именно от этой, «очищенной» от НДФЛ и удержаний, суммы. В таком случае суммы, причитающейся к выплате при окончательном расчете, всегда будет достаточно для осуществления всех удержаний. Причем, работник ни в середине месяца, ни по его итогам не будет оставаться вообще без зарплаты, на что, собственно, и направлены требования ст. 138 ТК РФ.

Расходы на перевод при максимальных удержаниях

Следующий проблемный вопрос связан с удержанием у работника сумм, которые расходуются организацией на перевод удержанных средств в пользу взыскателей. Ведь по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)?

Можно ли расходы на перевод удержать «сверху»? Для простоты понимания ситуации, рассмотрим ее на конкретном примере.Предположим, у сотрудника надо сделать удержание из зарплаты по двум исполнительным документам. Первый на удержание алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/3 от заработной платы, а второй — на возмещение материального ущерба в размере 17% от зарплаты.

Статьей 138 Трудового кодекса установлено универсальное правило: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Это ограничение не применяется, в частности, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, когда размер удержания не может превышать 70 процентов дохода.

Также законом № 229-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам. Согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи 111 указанного закона, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь. А требования по взысканию в счет возмещения материального ущерба, согласно пп. 4 п. 1, удовлетворяются в четвертую очередь.

В свою очередь, порядок распределения взысканных сумм определен ст. 110 Закона № 229-ФЗ, согласно п. 3 которой в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор. Как уже упоминалось, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. При этом указанная сумма, согласно пп. 3 п. 2 ст. 116 Закона № 229-ФЗ, относится именно к расходам по совершению исполнительных действий.

Сведя воедино все вышеприведенные правила, получаем для нашего примера следующий алгоритм действий. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов (ведь это первая очередь взыскания), а также расходы по ее перечислению. Поскольку после удержания данных сумм за работником сохраняется более 50 процентов зарплаты, то можно продолжать удержания по второму исполнительному листу в счет возмещения материального ущерба и расходов на перечисление удержанной суммы.

Но лишь в пределах половины заработка! А значит, в рассматриваемом случае по второму исполнительному листу удержание будет произведено не в полном размере с тем, чтобы и удержание, и возмещение расходов на перевод «уложились» в оставшуюся часть в пределах половины заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 2 ст.

Проиллюстрируем на цифрах. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц и у него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 руб. Рассчитаем сумму удержаний.

Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 – (10 000 — 1 400 × 2) × 13%). Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб. (9064/2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3).

И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод. Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к. из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб.

Удержания в рамках пилотного проекта ФСС

Следующий блок сложностей, возникающих при работе с исполнительными документами, касается регионов, где действует пилотный проект ФСС. В рамках проекта «больничные» оплачиваются напрямую из бюджета фонда.

Сформировать и сдать реестр больничных через интернет в рамках пилотного проекта

Но ведь из пособия по временной нетрудоспособности также положено удержать алименты (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Возникает вопрос: как это сделать, если в данном случае к выплате организация не имеет никакого отношения?

Как сказано в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, обязанность по удержанию средств из доходов должника лежит на лицах, выплачивающих такому должнику зарплату или иные периодические платежи. Данная обязанность возникает со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

Напрямую вопрос удержания по исполнительным листам из суммы пособия, выплачиваемого Фондом, законодательно не урегулирован. Как следует из разъяснений ФСС, удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности производит отделение Фонда при поступлении исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов или их дубликатов.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации удерживать суммы по исполнительным листам при выплате пособия будет орган ФСС. Причем, уведомить Фонд о такой необходимости обязан сам должник в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Также это может сделать взыскатель, либо непосредственно Служба судебных приставов в рамках соответствующего исполнительного производства.

Как видим, в данном случае у работодателя в данном случае нет ни обязанности по удержанию (т.к. доход им не выплачивается), ни по уведомлению Фонда о необходимости провести подобные удержания из пособия при его выплате. Значит, работодатель удерживает положенные суммы только с тех выплат, которые производит лично и пилотный проект на его обязанности никак не влияет.

В то же время надо учитывать следующее. Если ФСС выплатил пособие без удержания, т.к. не располагал информацией об исполнительном документе, то на данную сумму образуется задолженность. А если о сумме данной задолженности станет известно судебному приставу-исполнителю, он может направить в организацию по месту работы должника отдельное постановление о взыскании этой задолженности.

Распределение взысканных денежных средств

1. в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями в следующей очередности:1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

2. При распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.

Например: на предприятие поступило 3 исполнительных документа: копия исполнительного листа о взыскании с гр-на Петрова М.А. алиментов в пользу гр-ки Исаевой Н.И. — в размере ¼ — 25%, с  имеющимся долгом по алиментам в размере  6700 руб.; копия постановления по делу об административном правонарушении в сумме 2500 руб.; постановление о взыскание исполнительского сбора в сумме 500 руб.

Так как поступил исполнительный документ с задолженностью по алиментам максимально возможный размер удержаний в соответствии со ст. 99 Закона будет составлять 70 %  от заработной платы.

После удержания налогов заработная плата гр-на Петрова М.А. составила 9 000 руб. Максимальная сумма удержаний 70 % — 6300 руб. Данной суммы недостаточно для погашения всех долгов. Поэтому в первоочередном порядке в соответствии со ст. 110 Закона подлежат удержанию алименты и частично задолженнность по алиментам: 25 %   — 2250 руб. и  задолженность —  4050 руб. 00 коп.;  остаток задолженности по алиментам — 2650 руб. 00 коп.

В следующем месяце в пользу взыскателя при такой же заработной плате по алиментам должно быть перечислено 25 %  — 2250 руб. 00 коп.,  остаток суммы долга по алиментам — 2650 руб.  00 коп. Остаток заработной платы для погашения общей суммы долга —  1400 руб. 00 коп.

В связи с тем, что суммы 1400 рублей недостаточно для погашения суммы штрафа и исполнительского сбора, бухгалтеру в соответствии со ст. 110 данную денежную сумму необходимо направить на погашение суммы штрафа. В следующем месяце остаток суммы штрафа 1100 руб. 00 коп. и сумму исполнительского сбора — 500 рублей бухгалтеру следует удержать в полном объеме.

В соответствии с ч.3 ст.110 Закона, если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Бухгалтеру в таких случаях следует выводить коэффициент, например: 50 % от заработной платы после удержания налогов необходимо поделить на общую сумму долгов 2 взыскателей четвертой очереди, а именно: 5500 : (10230 руб. 00 коп. 19263 руб. 00 коп.=29493 руб. 00 коп.)= 0,18648492862   Коэффициент необходимо умножить на каждую сумму долга (0,18648492862х10230 руб. 00 коп.=1907 руб. 74 коп.

— необходимо перечислить первому взыскателю. 0,18648492862х 19263=3592 руб. 26 коп.  — необходимо перечислить второму взыскателю.В следующем месяце следует поступать аналогично, берется только общий остаток суммы долга — (8322 руб. 26 коп. 15670 руб. 74 коп.= 23993 руб. 00 коп.); 5500:23993 руб. 00 коп.=0,22923352644.

Административная ответственность

-на должностных лиц — от 15 тысяч до 20 тысяч рублей;

-на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

В соответствии с п.16, ч. 1 ст.  64 Закона, ч.2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

По факту проверки судебный пристав-исполнитель составляет соответствующий акт, в котором указывает выявленные нарушения законодательства об исполнительном производстве (или их отсутствие). Копия акта вручается должностному лицу (руководителю организации, главному бухгалтеру).

Предлагаем ознакомиться  Специфика получения больничного листа для ИП как оплачивается и оформляется

При проверке бухгалтерий судебный пристав-исполнитель также обращает внимание  на   нарушения трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы и сообщает о выявленных фактах в Государственную инспекцию труда в РК, а также устанавливать факты выплаты заработной платы в размере ниже среднеотраслевого уровня и сообщает об этом в территориальные органы ФНС России.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве», за невыполнение гражданами или должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со  ст. 17.14. КоАП РФ:нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также в ходе проверок бухгалтерий судебные приставы-исполнители при установлении нарушений, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях (ст.ст.17.8, 19.7 КоАП РФ  «воспрепятствование законной деятельности судебного пристава», «непредставление сведений (информации)») вправе  составлять протоколы об административных нарушениях  и направлять материалы в суд для решения вопроса о привлечении должностного лица к административной ответственности.

Основные нарушения, которые выявляются судебными приставами-исполнителями  и которые допускаются работодателями являются нарушение периодичности взыскания, несвоевременность перечисления денежных средств взыскателю, а также несвоевременное возвращение исполнительных документов при увольнении должника.

Гражданская  правовая  ответственность   Если по вине лиц, выплачивающих должнику заработную плату с должника   будет удержана, но не будет перечислена денежная сумма, взыскатель,  в соответствии  со ст. 118 Закона вправе обратиться  в суд с иском о взыскании денежной суммы. Предприятие, учреждение, организация могут в дальнейшем поставить вопрос о материальной ответственности лица, виновного за причиненные убытки.Уголовная ответственность

Если в действиях должностного лица будут установлены признаки состава преступления, судебный пристав-исполнитель вносит представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ. В частности, если руководитель намеренно не исполняет решение суда о взыскании алиментов.

Статья 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»

не удержание алиментов) наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Нормативные документы

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (редакция от 30.06.2008, с изменениями и дополнениями от 01.09.2008), Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (редакция от 25.11.2009, с изменениями и дополнениями от 01.01.2010), Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (редакция от 27.12.

2009), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (редакция от 21.12.2009), Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 № 174-ФЗ (редакция от 29.12.2009), Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996  № 63-ФЗ (редакция от 29.12.2009), Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.

2007 № 229-ФЗ (редакция от 27.09.2009), Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ (редакция от 25.11.2009),  Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ (редакция от 24.07.2009), Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841 (изменения от 15 августа 2008 № 613 «Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей», другими федеральными законами и подзаконными актами.

Время создания/изменения документа: 29 августа 2011 12:14 / 05 сентября 2017 09:36


Версия для печати

Например

У работника имеется задолженность по трем непогашенным кредитам (предъявлено три исполнительных листа). Первый исполнительный лист на сумму – 20 000 рублей, второй – 40 000 рублей, третий – 50 000 рублей.

Юр.обслуживание

Работнику начислена заработная плата в размере 30 000 рублей, предоставлен «детский» вычет в размере 1 400 рублей.

30 000 рублей — ((30 000 рублей – 1 400 рублей) x 13%) = 26 282 рубля.

26 282 рубля х 50% = 13 141 рубль.

Совокупный размер долга по трем исполнительным листам составляет 110 000 рублей (20 000 рублей 40 000 рублей 50 000 рублей).

Таким образом, предельного размера удержаний за месяц недостаточно для взыскания долгов по всем исполнительным листам (13 141 рублей {amp}lt; 110 000 рублей).

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ В МОСКВЕ

  • удержания с работника по первому исполнительному листу составит:

13 141 рубль х (20 000 рублей/110 000 рублей) = 2 389,27 рублей;

  • удержания с работника по второму исполнительному листу составит:

13 141 рубль х (40 000 рублей/110 000 рублей) = 4 778,55 рублей;

  • удержания с работника по третьему исполнительному листу составит:

13 141 рубль х (50 000 рублей/110 000 рублей) = 5 973,18 рублей. 

АудитАудит

Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. Удержания будут производиться в следующих месяцах начисления заработной платы и иных доходов работнику.

  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца;
  • денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
  • ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);
  • денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (например, в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность);
  • пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ.
Учетная политика Учетная политика

А Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 г. №841 (далее по тексту – Перечень).

Так, в одном из недавно рассматриваемых дел гражданин обратился к высшим судьям о признании не действующим пп.«а» п.2 Перечня, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей с дохода в виде социальной пенсии, назначенной в связи с инвалидностью, и равной величине прожиточного минимума получателя пенсии.

Гражданин указал, что после производимых им выплат алиментных обязательств на двоих несовершеннолетних детей, размер его личного дохода как лица, получающего социальную пенсию по II группе инвалидности, составляет менее величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Московской области.

Истец полагал, что Перечень нарушает право на жизнь, здоровье, жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благополучия, включая оплату коммунальных услуг, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

Однако, как отметили высшие судьи, Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», на который ссылался истец в апелляционной жалобе, устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в РФ и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан РФ и не регулирует вопросы, связанные с определением видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей.

Важно!

Высшие судьи признали законным пп.«а» п.2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (Апелляционное определение ВС РФ от 12.10.2017 г. №АПЛ17-312).

Порядок бухгалтерского учета операций по удержанию по исполнительным листам

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Отражена удержанная из заработной платы работника сумма по исполнительному листу

70

76 субсчет «Расчеты по исполнительным листам»

Удержаны из заработной платы иные расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам (например, почтовый сбор, плата за перевод средств)

70

76 субсчет «Расходы, связанные с удержаниями по исполнительным документам»

Выплачена удержанная сумма взыскателю

76 субсчет «Расчеты по исполнительным листам»

51,50

Удержанные денежные средства из заработной платы работников на основании исполнительных документов могут выдаваться взыскателю лично из кассы организации, переводиться ему по почте или на его счет в учреждении банка

Оцените статью
Юриспруденция
Adblock detector