Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения

Что такое сервитут на проезд к участку: понятие и законодательное регулирование

Сервитут может устанавливаться в отношении земельного участка для проведения инженерных коммуникаций, прокладки ЛЭП, складирования стройматериалов, установки межевых знаков и пр.

Сервитут на проезд – это право ограниченного пользования соседним участком земли в чужой собственности для обеспечения проезда. Собственник участка не лишается права распоряжаться своей землей по своему усмотрению, но он не должен препятствовать в реализации права на проезд лицу, в пользу которого установлен сервитут. В этом отличие сервитута от иных видов обременений (таких, как ипотека или арест), которые лишают владельца права на продажу земли.

Установка сервитута требуется в том случае, если к своему участку невозможно пройти другими способами, кроме как по территории соседнего участка. Право требования установки обременения прописано в 274 ст. Гражданского кодекса.

Правила оформления сервитута содержатся в Земельном кодексе, а также местных нормативно-правовых актах. Так, статья 23 Земельного кодекса указывает на то, что сервитуты могут устанавливаться в бессрочном и срочном порядке.

Различают две основные разновидности обременений: частное и публичное. Первое устанавливается в отношении конкретного физического или юрлица. Тогда как публичный сервитут вводится для обеспечения интересов группы лиц и местного населения по решению органов местного самоуправления. Наиболее распространённым является частный сервитут на участок.

Сервитут может быть установлен при соблюдении двух основных условий:

  • если проезд или проход невозможен без использования территории соседнего участка;
  • если установка сервитута не препятствует использованию участка земли по своему целевому назначению.

За то, что владелец земельного участка терпит определенные неудобства из-за наличия обременения, ему полагается денежная компенсация. Ее размер рассчитывается в индивидуальном порядке, исходя из стоимости земельного участка, площади сервитута и прочих факторов. Плата может быть периодической или иметь вид единовременной компенсации.

Лицо, в пользу которого устанавливается сервитут, может пользоваться чужим участком исключительно для проезда к своему. Нецелевое использование строго запрещается и может служить основанием для преждевременного прекращения действия обременения.

Публичный сервитут на дорогу что это такое

Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения

Когда сервитут требуется в интересах группы лиц и местного населения, то порядок установки обременения будет следующим:

  1. Инициативная группа обращается в администрацию муниципального образования с заявлением об установке публичного сервитута на проезд к участку.
  2. Данное заявление проходит предварительное рассмотрение в администрации и в случае положительного вердикта назначаются общественные слушания. В слушаниях могут принимать участие все заинтересованные лица и выражать свою позицию относительно установки сервитута на участок земли. Данный вопрос выносится на открытое голосование.
  3. Если результаты общественных слушаний укажут на необходимость установки сервитута, то органы муниципальной власти должны вынести соответствующий законодательный акт или постановление. Этот документ будет обязателен для применения собственником земельного участка.
  4. Собственник, получивший постановление или акт, обязан зарегистрировать сервитут на проезд в Росреестре.

В этом случае следует написать заявление начальнику местного отделения кадастра и картографии с просьбой об исправлении записи, утратившей актуальность. В случае отказа можно подать иск.

Случаи прекращения действия Отвечаем на часто возникающий вопрос: «публичный сервитут может быть прекращен в случае…» Как правило, сервитут устанавливается на время проведения указанных работ. По их завершении, его действие прекращается. Иногда возникает прецедент нарушения прав собственника, связанный с несоблюдением установленных границ.

Либо – работы наносят ущерб поверхностному плодородному слою почв. Если не соблюдаются санитарные или противопожарные нормы, собственник участка также вправе ходатайствовать о прекращении недобросовестной эксплуатации его участка.

Важно Истец А.

подал иск в суд о признании недействующим постановления главы муниципального образования об установлении на его участке бессрочного сервитута, аргументировав это тем, что постановление было подписано без проведения общественных слушаний, которые предусматриваются статьей 23 Земельного кодекса. Суд первой инстанции отменил данное постановление. Однако в суде кассационной инстанции было выявлено, что сервитут устанавливается не по результатам слушаний, а с учетом результатов.

При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе. Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами.

При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях. Рекомендуем также ознакомиться с правом на бессрочное пользование ЗУ и прочитать алгоритм получения такого права.

При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке.После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

Сервитут на дорогу

Внимание Такие варианты распространены в садовом товариществе или кооперативе. Оно является видом частного сервитута, который существенно отличается от публичного как по характеру правового действия установления, так и по принципу использования:

  • Может возникать по согласию сторон путём регистрации обременения в Росреестре.
  • Допускает требования соразмерной платы за пользование ЗУ.
  • Разрешает использование только ограниченному числу участников.

Публичный сервитут устанавливается нормативно правовым актом в пользу граждан города или населённого пункта.

К таковому относятся только те формы отчуждения права пользования, которые официально принимаются на общественных слушаниях, инициированных властями, при участии компетентных экспертов, проектирующих вид деятельности, затрагивающий ЗУ собственника.

Предлагаем ознакомиться  Как работает реестр единственных поставщиков по 44-ФЗ || Единый реестр поставщиков в госзакупках - порядок работ

Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде. Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин.

После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.

Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения. Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб.

Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела.

Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем.

Обращение в местный орган самоуправления не требует финансовых затрат. На обращение для написания соглашения в юридическую службу затрачивается от пяти до десяти тысяч рублей.

При подаче заявления на регистрацию сервитута, согласно ст.333.33 НК РФ, оплачивается госпошлина:

  • для физлица – две тысячи рублей;
  • для юрлица – двадцать две тысячи рублей.

Начало функционирования сервитута соответствует дате его регистрации в ЕГРП. Собственник земельной территории приобретает обременение на её использование.

Публичный сервитут

Обоснования отмены и прекращение действия соглашения Сервитут может быть прекращен, о чем говорится в ст.276 ГК РФ. Обоснованием признаются следующие факты:

  1. Отсутствует ранее инициированная необходимость в ограниченном пользовании, о чем будет свидетельствовать соглашение о прекращении сервитута.
  2. Ограниченное пользование мешает владельцу пользоваться землей в полноценном объеме, в этом случае будет предъявлено судебное решение.
  3. Физическая ликвидация надела.
  4. Нормативный акт, согласно которому действовал сервитут, утратил свою силу.

Установление сервитута является оптимальным разрешением проблемы перемещения по территории другого собственника.

Закон требует уважения правовых норм окружающих людей и с понимания возникших в практической жизни осложнений.

Основания для образования Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

  • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
  • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
  • Есть завещание.

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет.

Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий.

Учитывая всю сложность процедуры оформления публичного сервитута, лучше всего проводить межевание с определением границ после издания соответствующего правого акта.

В случае возникновения проблем при реализации прав, предусмотренных законодательством, владелец участка вправе обратиться за судебной защитой. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом, рассмотрение таких дел относится к компетенции арбитражных судов.

Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

Подробнее о публичном сервитуте Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица. Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю.

Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Публичный сервитут: что надо знать о межевании земельных участков? Публичный сервитут как один из видов обременений участка в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане.

Для того чтобы такие сведения отразить, необходимо провести межевание земель – то есть установить границы публичного сервитута на земельный участок.

Возникает вопрос, какие границы сервитута следует отображать при межевании: те, которые уже установлены или которые планируется установить? Является ли отсутствие акта органа государственной власти препятствием для проведения межевания? На практике это выглядит следующим образом. Если участок зарегистрирован и поставлен на учет в кадастровой палате, то дожидаемся акта органа государственной власти об установлении сервитута и проводим межевание.

Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта.Например:

  • для прохода или проезда;
  • выхода к водным ресурсам;
  • прогона скота к пастбищу и т.п.

Данный вид обременения устанавливается со стороны городской администрации или администрации населённого пункта. Он опирается на потребность населения в использовании части участка собственника, регламентирован градостроительным контекстом и нормами использования.

Публичный и частный сервитуты — отличия Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным. Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.

Порядок установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: условия, особенности и порядок установления, документы, образец соглашения

Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требования решения об установлении такого публичного сервитута (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федерального закона от 8 ноября 2007 г.

Предлагаем ознакомиться  Как оформить наследству лицу фактически принявшему наследство

Перечень необходимых документов

Сервитут на проезд может быть установлен в согласительном, судебном и нормативном порядке. В зависимости от способа будет варьироваться комплект документов, который потребуется в процессе установки обременения:

  1. Документы, подтверждающие личность заявителя.
  2. Учредительные документы для юрлиц и ИП.
  3. Документы, подтверждающие правовой статус собственника земельного участка: свидетельство о собственности или выписка из ЕГРН либо его право пользоваться данным участком, а именно: договор аренды, постановление о передаче участка в безвозмездное бессрочное пользование или пожизненное наследуемое владение.
  4. Кадастровый план, сделанный по результатам межевых работ, отображающий границу действия сервитута.
  5. Согласие всех собственников на обременение.

Дополнительно потребуется соглашение об установке сервитута при договорном порядке, исковое заявление об установке сервитута при судебном порядке, а также заявление об установке публичного сервитута и соответствующее постановление муниципальных властей при нормативном порядке.

Куда обратиться за оформлением сервитута

N 257-ФЗ

«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

и Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.

Сервитут на надел земли не становится предметом торговой операции или передачи гражданам, не признанным собственниками земли.

Правовые акты разделяют сервитут на частный и публичный (государственный). Частный вид регулирует отношение и интересы отдельных граждан. В публичном виде ограничения проявляют заинтересованность государственные структуры или местное население.

Установленное обременение предоставляет возможность выгодного взаимодействия сторон, их прав и обязанностей, согласованности в принятии компромиссного решения.

Хотите установить сервитут на соседний земельный участок?

Публичный сервитут может быть установлен только с учетом результатов общественных слушаний.

Цели введения публичного сервитута на земельный участок:

  1. для охоты или рыболовства;
  2. проведение дренажных работ;
  3. неограниченный доступ к прибрежным полосам;
  4. временное пользование для проведения изыскательских работ или исследований;
  5. проход/проезд через участок;
  6. прогон скота через участок и т.д.

Для того чтобы ввести публичный сервитут, нужно пройти несколько этапов.

Если толковать закон, то получается, что если речь идет

В отличие от частного сервитута, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Земли общего пользования, относящиеся к государственной и муниципальной собственности, не следует смешивать с землями, имеющими такое же название, но выделяемые в пределах земельных участков, предоставляемых гражданам для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения с учетом результатов публичных слушаний.

При этом процедура изъятия земельного участка не применяется, т.е. никаких компенсаций в виде выкупа не производится (ст. 23 ЗК). Соответствующая запись об обременении вносится в свидетельство о регистрации права частной собственности.

При ведении градостроительной деятельности публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки в случаях, если это определяется государственными и общественными интересами (ст. 64 Градостроительного кодекса РФ).

Из буквального толкования приведённых норм права следует, что установление сервитута путём заключения соответствующего соглашения либо путём установления его на основании решения суда всегда предшествует началу использования чужого земельного участка (началу прохода и проезда через соседний земельный участок).

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

В постоянное пользование организации — собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков категорию земель промышленности и транспорта.

Предлагаем ознакомиться  Ограничения после банкротства физ лица

Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми соответствии с ним нормативными правовыми актами. Законодательство предусматривает установление сервитутов области градостроительства.

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и участками не входящих лесной фонд лесов могут быть ограничены пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений частный лесной сервитут.

Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды земельного участка, заключенного на неопределенный срок.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка. Действующее законодательство выделяет следующие разновидности сервитутов частный, публичный, срочный, постоянный.

Спорной юридической литературе является природа иных сервитутов, установление которых предусмотрено, кроме земельного, водным, лесным, градостроительным кодексами.

К ним относятся проход или проезд через земельный участок использование участка целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры размещение межевых и геодезических знаков и подъезда к ним проведение дренажных работ, забор воды и водопой прогон скота, использование целях охоты, сбор дикорастущих растений, проведения изыскательских работ, доступ к прибрежной полосе.

Если частный сервитут по общему правилу устанавливается только отношении земельного участка, находящегося на праве собственности, то публичный сервитут как следует. Если собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе любом случае требовать соразмерной платы от лиц, интересах которых установлен сервитут, то при публичном сервитуте возможны два варианта собственник земельного участка вправе требовать от органов, установивших сервитут, соразмерной платы случае существенного затруднения использовании результате установления сервитута.

За оформлением сервитута на проезд к соседнему участку требуется обращаться:

  • к собственнику соседнего земельного участка;
  • в администрацию муниципального образования, на территории которого находится земельный участок;
  • в районный суд, если обе стороны являются физлицами;
  • в арбитражный суд, если одна из сторон является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Обратиться за установкой обременения могут лица, которым участок принадлежит на правах собственности; которые распоряжаются им на праве бессрочного пользования, наследуемого владения или аренды.

Для оформления частного сервитута на проезд гражданину стоит пройти следующие этапы:

  1. Обратиться к собственнику земельного участка и обговорить условия установки сервитута.
  2. Подписать соглашение об установке сервитута на проезд в трех экземплярах.
  3. Зарегистрировать его в Росреестре. Для этого потребуется соглашение об установке сервитута, заявление на регистрацию обременения, кадастровый план сервитута (если обременение устанавливается на часть участка), квитанция с оплаченной госпошлиной.
  4. По результатам рассмотрения заявления в Росреестре выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая установку сервитута.

Если собственник участка не согласен на установку сервитута, то потребуется обратиться в суд. В суде потребуется доказать, что были приложены необходимые усилия для решения вопроса в согласительном порядке и что без сервитута невозможно проехать на свой участок.

За установку сервитута на земельный участок предполагается госпошлина. Размер платы за совершение регистрационных действий в Росреестре составляет 1500 р.

Плата за проведение межевых работ и составление кадастрового плана в отношении границ действия сервитута может находиться в диапазоне 15-30 тыс.р.

При невозможности решения вопроса в согласительном порядке, сторонам требуется обратиться в суд. Госпошлина за подачу искового заявления составит 300 р. Плата за подготовку искового заявления в среднем варьируется в диапазоне 5-10 тыс.р. Юридическое сопровождение в суде может составлять 10-100 тыс.р.

Лицу, в пользу которого устанавливается сервитут, не стоит забывать о необходимости оплаты издержек собственника участка.

Таким образом, сервитут на проезд к соседнему участку одна из наиболее популярных разновидностей обременений. Он может устанавливаться в интересах определенного лица или группы лиц. Исходя из этого, выделяют частные и публичные сервитуты. Частный сервитут может устанавливаться в договорном порядке и через суд. Публичный — требует проведения общественных слушаний, на основании которых выносится постановление суда.

Основания для установления сервитута на земли государственной и муниципальной собственности

В статье 39.23 ЗК РФ указаны основания для установления сервитута относительно наделов, являющихся государственной или муниципальной собственностью. Помимо земельного законодательства, данный вопрос регулирует ряд федеральных законодательных актов и гражданский кодекс.

Основания бывают следующие:

  • необходимость размещения линейных объектов, сооружений связи, спецзнаков информационного типа, защитных построек, не являющихся препятствием для целевой эксплуатации наделов;
  • проведение изыскательских работ;
  • проведение работ по недропользованию.

Соглашение о сервитуте

Если собственникам соседних земельных участков удалось договориться об установке сервитута, то им следует заключить официальное соглашение.

Оно составляется в письменном виде в произвольной форме, но желательно, чтобы документ содержал следующие пункты:

  • сведения о лице, в пользу которого устанавливается сервитут;
  • сведения о земельном участке, на который накладывается обременение: его кадастровый номер, адрес, площадь, целевое назначение;
  • сведения о собственнике земельного участка;
  • указание на то, что без установки сервитута невозможно обеспечить доступ на соседний земельный участок;
  • об условиях введения ограниченного доступа;
  • о сроках действия сервитута и размере платы за него;
  • об отсутствии запретов на установку сервитута;
  • о списке прилагающейся документации.
Оцените статью
Юриспруденция
Adblock detector