Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Кто является переселенцем

Статистика приема мигрантов

Учет внутренних перемещений внутри страны ведут органы МВД, иначе говоря – миграционный учет. Миграционный учет ведется и в отношении лиц, прибывших в Россию из других государств.

За последние пять лет в Российскую Федерацию наибольшее количество людей прибыло из Украины. Это объясняется военными действиями, в результате которых украинцы вынуждены покидать свои дома и искать убежище на территориях соседних государств, а также на этом фоне снижением уровня жизни в стране, в связи с чем люди приезжают в Россию с целью трудоустройства.

Наиболее предпочтительные регионы, куда прибывают украинские граждане, это – Ростовская, Белгородская, Московская, Ленинградская область, Краснодарский, Ставропольский край. Достаточное количество людей едут в более отдаленные регионы (Сибирь). Это те районы и города, которые люди выбирают самостоятельно для проживания.

Получение статуса вынужденного переселенца: порядок, документы

Если говорить о переселенцах-гражданах РФ (опираясь на ФЗ № 4530-1), то среди причин, которые могут влиять на изменение места жительства, обозначим указанные в законе. Причины смены места жительства вынужденным переселенцем:

  • насилие над гражданином, его семьей;
  • преследование;
  • реальная опасность преследования.

Обстоятельства, при которых совершаются вышеуказанные противоправные действия, являются:

  • расовая, национальная принадлежность;
  • религиозный признак;
  • языковой признак;
  • политические убеждения.

Получение статуса вынужденного переселенца, согласно ФЗ № 4530-1, происходит в территориальных органах МВД. Человек может лично или через доверенное лицо обратиться с ходатайством. Или же можно подать заявление через сайт “Госуслуги”.

Кто является переселенцем

К ходатайству прилагается следующий пакет документов:

  • паспорт или иное удостоверение личности;
  • свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
  • свидетельство о браке;
  • два фото (на взрослых, на детей);
  • документы, подтверждающие родство;
  • доверенность (если обращается представитель).

Документы рассматриваются в течение трех дней. По итогу заявителю направляется уведомление. В случае положительного решения лицу выдается свидетельство о признании его вынужденным переселенцем.

Удостоверение вынужденного переселенца
Удостоверение вынужденного переселенца

Отказать в получении статуса могут по нескольким основаниям. Среди них:

  • несвоевременное обращение с прошением о предоставлении статуса переселенца (законом установлен срок в 12 мес.);
  • переезд в связи с голодом, эпидемией, ЧС;
  • совершение преступления против человечества или других тяжких преступлений.

Об отказе человеку выдается письменное уведомление. Таким образом, не каждый желающий может претендовать на статус перемещенного лица.

Помощь переселенцам

Российское государство оказывает материальную помощь вынужденным переселенцам в виде единоразового пособия на каждого члена семьи. В соответствии с Постановлением Правительства № 724, размер выплат составляет:

  • 100 рублей – взрослые, дети;
  • 150 рублей – малоимущие.

Для получения выплат граждане должны обратиться в территориальный орган МВД с заявлением, в котором указать всех прибывших вместе с ним членов семьи.

Права переселенцев

Перечень прав предусмотрен ст. 4 ФЗ № 4530-1. Перечислим их:

  • право на единоразовое пособие;
  • право на предоставление места в центре размещения перемещенных лиц при отсутствии возможности самостоятельно найти место жительства;
  • проживание в центре переселенцев, снабжение продуктами питания;
  • право на медицинскую помощь и получение медикаментов в учреждениях;
  • содействие в переезде к новому месту проживания.

Беженцы — это люди, выехавшие из своей страны, в которой они многие годы проживали по причинам войны, чрезвычайных обстоятельств. Переселенцы же могут мигрировать в пределах своего государства. При этом причина перемещения может быть совершенно иная (участие в программе переселения в РФ, поиск безопасных условий в результате преследований и гонений и прочее). Кроме того, беженство имеет более массовый характер.

Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.

При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.

Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.

Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.

Предлагаем ознакомиться  Кто может представлять интересы несовершеннолетнего в суде

Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
  • иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
  • иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.

Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.

Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:

  • одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного поселения;
  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.

Кто является переселенцем

Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.

Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.

К ним относятся:

  1. Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
  2. Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
  3. Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
  4. Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.
Предлагаем ознакомиться  За что могут уволить учителя из школы

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Переселение граждан

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.

Переселенцы в Украине: число, поддержка

В Украине переселенцами являются лица, покинувшие свое постоянное место проживания в результате боевых действий на Донбассе (антитеррористической операции). Также статус переселенца имеют право получить жители Крыма, которые выехали в украинские населенные пункты.

По состоянию на декабрь 2018 года, число таких лиц возросло до 1,6 миллионов. Основная масса выехавших – это молодежь и люди средних лет. Указанная цифра свидетельствует только о тех людях, кому выдана справка переселенца, кто зарегистрировался в органах социальной защиты.

На самом деле количество людей из Луганска и Донецка, покинувших свои дома, значительно больше, поскольку не все официально оформляют данный статус. Кроме того, часть населения республик ЛНР и ДНР выезжает в ближайшие страны (Россия, Беларусь, Польша).

В Украине еще в 2014 году был принят закон № 1706-VII, регламентирующий права перемещенных из зоны АТО лиц, и ряд постановлений Кабинета Министров. Законодательством страны регулируются вопросы приобретения статуса, гарантии прав, получения материальной помощи. Международные благотворительные фонды и волонтерские организации оказывают содействие в предоставлении психологической, юридической помощи, поиске работы, жилья, предоставлении продуктов питания и одежды, получении грантов на открытие бизнеса и т.д.

Выплаты переселенцам из зоны АТО

В Украине выплаты полагаются всем тем лицам, которые оформили данный статус в органах соцзащиты. Какие выплаты переселенцам предусмотрены:

  • адресная помощь на оплату услуг ЖКХ;
  • пенсия;
  • помощь при рождении малыша и по уходу за ребенком до 3 лет;
  • помощь малообеспеченным семьям.

Адресная помощь выплачивается для покрытия расходов на содержание жилья (оплату коммунальных услуг). Для получения этих выплат человек должен быть зарегистрирован на официальном сайте в реестре переселенцев из зоны АТО. Первично при обращении нужно иметь справку о переселении, затем каждые полгода предстоит переоформлять адресную помощь, чтобы государство продолжало и далее ее выплачивать.

Получение пенсии переселенцами из зоны АТО представляет собой достаточно сложную процедуру. Во-первых, гражданин, выехавший из зоны боевых действий, должен оформить справку переселенца для получения пенсии. И только потом подать заявление в Пенсионный фонд о произведении выплат по новому адресу. После обращения в ПФ пенсионер должен дождаться проверки по новому месту проживания.

Переселенцы в Германии: переезд на ПМЖ

В 2019 году в Германии действует программа “Поздние переселенцы”, суть которой заключается в возвращении на родину немцев, которые ранее вынуждены были покинуть эту страну. Перечень таких обстоятельств указан в немецком законе “О перемещенных гражданах и беженцах”. К ним относят:

  • преследования властями во время II мировой войны;
  • гонения со стороны национал-социалистов в 1933 году.

В рамках программы статус может получить не только лицо, вынужденно покинувшее когда-то Германию, но и члены его семьи (дети и супруг). Таким образом, при желании, немцы, проживающие в России, при наличии оснований, имеют право претендовать на получение ПМЖ.

Предлагаем ознакомиться  Куда и кому жаловаться на судью: список инстанций и образец жалобы

Процедура оформления

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Рассмотрение ходатайства

Граждане-переселенцы

ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.

Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:

  1. Изучение представленных документов.
  2. Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
  3. Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.

Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).

В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.

Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.

Причины переселения

Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.

Органы

Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.

Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.

Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.

Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.

Материальная помощь переселенцам

Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.

Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.

Оцените статью
Юриспруденция
Adblock detector