Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-68 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 500-27-29 (доб. 565, бесплатно)

Хронометраж рабочего времени специалиста по социальной работе

Методы изучения рабочего времени

Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга

(с изменениями на 27 февраля 2017 года)

____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р; распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 27 февраля 2017 года N 88-р. ____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 6.2 раздела 2 Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы», утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.

2013 N 25-рп, а также в целях содействия государственным учреждениям, находящимся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственным учреждениям социального обслуживания населения, находящимся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее — учреждения социального обслуживания) при разработке и внедрении системы оплаты труда:(Преамбула в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р.

1. Утвердить Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее — Методические рекомендации), согласно приложению.(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р.

2. Руководителям учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга (далее — Комитет), до 01.06.2017 обеспечить разработку (совершенствование) и внедрение систем нормирования труда с учетом Методических рекомендаций.(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р.

Хронометраж рабочего времени специалиста по социальной работе

3. Рекомендовать руководителям учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, до 01.09.2017 обеспечить разработку и внедрение систем нормирования труда с учетом Методических рекомендаций.(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р.

4. Установить, что штатная численность учреждений социального обслуживания определяется на основании нормирования труда.

5. Планово-экономическому управлению Комитета, Управлению по координации деятельности подведомственных учреждений Комитета, Управлению социальной защиты материнства и детства, семейной и демографической политики Комитета, Управлению по опеке и попечительству Комитета по принадлежности вопросов оказывать консультационную и методическую помощь учреждениям социального обслуживания по вопросам, связанным с применением Методических рекомендаций.

6. Контроль за выполнением распоряжения остается за председателем Комитета.

Председатель Комитетапо социальной политикеСанкт-ПетербургаА.Н.Ржаненков

Приложениек распоряжению Комитетапо социальной политикеСанкт-Петербургаот 2 ноября 2015 года N 318-р

(Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р.

(с изменениями на 14 сентября 2016 года)

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой и внедрением системы нормирования труда в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее — Методические рекомендации), подготовлены в целях содействия государственным учреждениям, находящимся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, государственным учреждениям социального обслуживания населения, находящимся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга (далее — учреждения социального обслуживания) при разработке и внедрении системы нормирования труда работников указанных учреждений.(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р.

1.2. Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 6.2 раздела 2 Плана мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы», утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.

Хронометраж рабочего времени специалиста по социальной работе

2013 N 25-рп (далее — Дорожная карта), и предназначены для бухгалтерской, экономической, кадровой служб учреждений социального обслуживания в качестве методического материала при формировании (совершенствовании) системы нормирования труда, предусмотренной статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

1.3. Применение Методических рекомендаций позволит:разработать и внедрить систему нормирования труда в учреждениях социального обслуживания, учитывающую действующие нормативные правовые акты в сфере нормирования труда;выявить организационно-технические, санитарно-гигиенические, психологические и иные факторы, влияющие на производственные и трудовые процессы;

1.4.1. Аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

1.4.2. Государственное содействие системной организации нормирования труда — разработка в установленном порядке в соответствии с трудовым законодательством типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные нормы труда), установление правил введения, замены и пересмотра норм труда, возложение на работодателя обязанности устанавливать научно обоснованные нормы труда.

Предлагаем ознакомиться  Гибкий график работы - Все о кадрах

1.4.3. Учреждения социального обслуживания — государственные учреждения, находящиеся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, и государственные учреждения социального обслуживания населения, находящиеся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года N 266-р.

Хронометраж рабочего времени специалиста по социальной работе

1.4.4. Категории персонала — группы работников учреждений социального обслуживания, выполняющие различные функциональные роли в процессе организации деятельности указанных учреждений и оказания социальных услуг (основной персонал), административно-управленческий персонал, вспомогательный персонал.

1.4.5. Нормативы штатной численности — регламентированная численность работников, необходимая для качественного выполнения установленного государственным заданием объема услуг в определенных организационно-технических условиях.

1.4.6. Нормирование труда — деятельность работодателя (учреждения социального обслуживания) по разработке и внедрению норм труда.

1.4.7. Нормы труда — объем трудового задания, которое должен выполнить работник в течение установленной продолжительности рабочего времени. Нормы труда включают нормы выработки, нормы времени, нормативы численности и другие нормы, устанавливаемые в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда,

1.4.8. Система нормирования труда — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем, включающая в себя:информационное и методическое обеспечение деятельности по нормированию труда;комплекс мероприятий по разработке норм труда, в том числе внедрение и корректировка норм труда по мере изменения организационно-технических и иных условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

1.4.9. Фонд рабочего времени — суммарное количество рабочего времени, приходящееся на определенный календарный период.Иные определения, содержащиеся в тексте Методических рекомендаций, применяются в значениях, предусмотренных действующим законодательством.

1.5. Методические рекомендации разработаны на основе нормативных правовых актов в сфере нормирования труда, основные из которых представлены в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.

1.6. Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении социального обслуживания несет его руководитель.Разработка системы нормирования труда должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.

2.1. При разработке системы нормирования труда в учреждении социального обслуживания определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении социального обслуживания.При определении норм труда рекомендуется проводить анализ действующих типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм, утвержденных федеральными органами исполнительной власти (далее — типовые нормы труда).

При этом типовые нормы труда согласно статье 161 ТК РФ могут разрабатываться для однородных работ, то есть работ, выполняемых по типовой технологии, исходя из оптимальных для данного типа производства организационно-технических условий их выполнения. Типовые нормы могут быть межотраслевыми, отраслевыми, профессиональными и иными.

Цели хронометража

  1. Получение данных для разработки или корректировки нормативов. В 2014 году для актуализации отраслевых норм в России был проведен хронометраж рабочего времени врача, по результатам которого выяснилось, что в среднем на прием больного уходит 5,5 минут. В Европе этот показатель составляет 8 минут.
  2. Выявление лишних действий в работе исследуемого объекта для составления норм рационального использования времени.
  3. Получение сведений о новых методах выполнения задания при наблюдении за передовыми рабочими на производстве.
  4. Выявление причин при невыполнении норм.

Главной целью, с которой проводится подобная аттестация, является определение эффективности работы сотрудника либо отдела. Более того, правильно проведенный хронометраж позволяет оптимизировать производство и количество кадров на определенной должности.

Если окажется, что для выполнения конкретного процесса люди тратят слишком много времени, от чего страдает производительность, должны быть открыты новые вакансии. С другой стороны, если будет выявлено, что некоторые работники тратят слишком много времени впустую, штат может быть сокращен либо оптимизирован.

Контроль за эффективностью работы на предприятии является одной из главных функций тайм-менеджмента, в том числе и такого инструмента, как хронометраж. Поэтому данный метод широко используется на предприятиях с большим штатом сотрудников.

Подготовка и проведение хронометража

  1. Ознакомление с исследуемой операцией.
  2. Определение фиксажных точек, то есть дифференциация операции на элементы.
  3. Изучение организации исследуемого рабочего места.
  4. Создание условий для непрерывного совершения процесса.
  5. Внесение информации в бланк по описанию операции.

Проведение наблюдения начинается с пробного момента исследования, чтобы приблизительно знать продолжительность составляющих операции. Количество наблюдений может определяться из нормативных таблиц путем сопоставления известных данных: типа производства, длительности операции. Чтобы провести хронометраж рабочего времени медсестры и узнать число замеров, можно воспользоваться таблицей № 1.

Таблица № 1
Продолжительность операции, мин. 0,1 0,25 0,5 0,75 1 2 5 10 20 40
Количество замеров 200 100 60 40 30 20 15 10 8 5

У этой процедуры имеются свои особенности. Поэтому когда работодатель либо сотрудник инициируют проведение хронометража, они должны подготовить необходимые документы, чтобы все соответствовало правилам.

Кроме того, существуют и другие требования к подобному типу аттестации. Они касаются, в том числе, и возможности контролеров просматривать место работы человека, за которым ведется наблюдение. Никаких преград для этого быть не должно. Тем не менее, контактировать сотрудники с наблюдателями не имеют права.

Это метод оценки эффективности труда

Одним из важных требований проведения хронометража является то, что работники должны быть заранее оповещены о предстоящей проверке. Для инициирования аттестации работодатель обязан соблюдать положения коллективного договора и трудового законодательства.

В процессе сбора данных и составления документов хронометража следует соблюдать все правила безопасности на предприятии.

Если наблюдатели ранее не сталкивались с работой в конкретном отделе, где имеет место наличие опасной техники, перед началом проверки они должны пройти инструктаж.

Предлагаем ознакомиться  Выделение доли в квартире детям: инструкция

Также ответственные лица обязаны знать, как именно заполняются документы хронометража рабочего времени. Если в готовом листе хронокарты будут содержаться ошибки и помарки, бумага будет признана недействительной.

Обработка результатов

Во время наблюдения на получение данных играет роль человеческий фактор и не исключены дефектные замеры, которые должны быть отмечены при хронометраже. При обработке результатов их необходимо удалять.

После изъятия из ведомости учета дефектных замеров просчитывается продолжительность каждой составной части операции и формируются хроноряды. Если посмотреть на хронометраж рабочего времени (образец приведен ниже), то видно, что хроноряд – это время по каждому элементу операции и наблюдению. Например, по совершению инъекции медсестрой хроноряд представлен цифрами в таблице № 2.

Таблица № 2

Наименование элемента

Фиксажные точки

Наблюдение/продолжительность, сек

1

2

3

4

5

1

Изъятие шприца из упаковки, соединение корпуса с иглой

Щелчок установки иглы

8

7

9

10

8

2

Вскрытие ампулы, наполнение шприца раствором и удаление воздуха из шприца

Выделение из иглы раствора

30

25

32

33

28

3

Смачивание ваты спиртом, протирание места укола, введение иглы в мышечную ткань

Ощущение запаха спирта

40

38

37

41

40

4

Введение раствора, извлечение шприца, обработка места ватой со спиртом

Утилизация отработанного шприца

60

55

63

65

59

Хронометражная таблица по нормированию времени на одну инъекцию медсестрой на практике должна содержать 20 замеров, поскольку затраченное время на всю операцию составляет 2 минуты. В качестве примера для большей наглядности количество наблюдений было сокращено до пяти.

Основные этапы

Учет ведет комиссия

Для того чтобы качественно провести процесс аттестации рабочего времени сотрудника, необходимо действовать по определенному алгоритму. Всего хронометраж делится на три основных этапа:

  1. Подготовительный, когда происходит подготовка необходимой документации, оповещение сотрудников и проведение инструктажа для наблюдателей;
  2. Непосредственно этап проверки;
  3. Выводы, которые делаются на основании данных из хронокарты. Чаще всего этой процедурой занимается руководитель предприятия либо высокопоставленные менеджеры.

Сам процесс проводится по определенной схеме. Для начала проверяющие должны ознакомиться с нормативами работ. Это позволит более четко определять отклонения от установленных параметров. Чаще всего на предприятии уже имеются конкретные рабочие нормативы.

Если же отдел новый, хронометраж может быть использован для их определения. Для этого наблюдение проводится за самыми лучшими и передовыми работниками компании. Их показатели должны стать рабочими нормативами для всех сотрудников компании, трудящихся в определенной сфере.

Процедура измерения рабочего времени предполагает фиксацию в документе каждого рабочего процесса, на который сотрудник тратит время. Тут записывается начало и конец периода выполнения отдельной операции либо группы работ.

Задачей наблюдателя будет записывать в таблицу все данные относительно не только работы, но и отдыха сотрудника. Тут должна иметься специальная колонка, где отмечается количество перерывов и их длительность.

При наблюдении важно соблюдать требования

В конечном итоге можно будет определить, сколько именно времени было потрачено на выполнение рабочих обязанностей, сколько на отдых и на подготовку к трудовому процессу. Подготовленные бумаги передаются на рассмотрение вышестоящему руководству, которое и будет делать окончательные выводы.

Коэффициент устойчивости

Следующим шагом обработки результатов является определение коэффициента устойчивости для оценки хроноряда, который равен отношению максимального к минимальному по продолжительности работ значению. Существует таблица нормативных значений устойчивости.

Для каждого элемента операции есть свой нормативный и фактический коэффициент. Посмотрев на хронометраж рабочего времени, пример которого приведен выше, видно, что Ку для первого элемента равен 10:7=1,4, второго – 1,3, третьего – 1,1 и четвертого – 1,1. Обращаясь к таблице нормативных значений, определяем, что все элементы операции по времени превышают 10 секунд, относятся к ручному труду и являются массовым типом.

То есть Кунормативный равен 1,5. Значения фактические не превышают нормы, поэтому хронометражный ряд устойчив, и наблюдение считается качественно проведенным. Если ситуация складывается наоборот, то есть Куфактическое больше норматива, тогда удаляются из ряда крайние значения. Процедура повторяется до удовлетворения заявленного условия.

Пример

Аттестация может проводиться не только в отношении рядовых сотрудников, но и любого руководителя отдела, если это понадобится главному директору. К примеру, он может инициировать проверку трудового времени главного бухгалтера.

К проверке нужно готовиться

Для этого составляется бумага, где в обязательном порядке указывается наименование предприятия, должность и ФИО сотрудника, его опыт работы и стаж. Далее в документе прописывается дата проведения хронометража.

После заполнения верхней части документа можно переходить к центральной части, которые удобно сделать в виде таблицы. Здесь будет вноситься информация о начале и об окончании проведения замеров с обязательным названием операции. Фиксируется и свободное время сотрудника, к примеру, его перерывы на обед и по личным нуждам.

Единицей измерения должна быть минута. Дополнительно затраченное время может выводиться в процентах, что будет более удобным для восприятия.

В качестве примера можно взять таблицу хронометража рабочего времени главного бухгалтера:

  • Хронометраж рабочего дня главного бухгалтера ООО «Компания» Ивановой Марии Ивановны;
  • Стаж работы на предприятии 10 лет.
Предлагаем ознакомиться  Если я часто болею: могут ли уволить работника за частые больничные — Трудовая помощь
Дата измерения Объект хронометража Длительность
Час Минута Проценты
19 августа 2018 года Работа с компьютером и программой 1С 3 20 41,7%
Написание электронных сообщений 40 8,3%
Телефонные переговоры 1 00 12,5%
Участие в совещаниях 1 00 12,5%
Ожидание обновлений программ и системы 15 3,1%
Подготовка рабочего места и завершение работы 10 2%
Перерывы в работе (в том числе час на законный обед) 1 35 19,8%
  • Начало проверки в 9:00;
  • Завершение проверки 17:00.

Исходя из этой таблицы, становится понятно, что загруженность главного бухгалтера вполне нормальная. Рабочего времени достаточно для выполнения основной работы, при этом, сотруднику не приходится перерабатывать и оставаться дольше положенного времени, чтобы завершить свои дела.

На отдых, в том числе и на законный обед с 12:00 до 13:00 главный бухгалтер получает достаточно часов и минут. В такой таблице хронометража очень удобно то, что тут внесены данные не только во временном, но и в процентном исчислении.

Средняя продолжительность

Бланк хронометража

Последним показателям для расчета является средняя продолжительность. Определяется она как среднее арифметическое по всему хронометражному ряду. Наглядно, исходя из данных таблицы, это (8 7 9 10 8):5 = 8,4 секунды. Столько затрачивает в среднем медсестра на первый этап операции по совершению инъекции.

Полученные данные нужны для анализа затрат по отдельным составляющим операции. Нормировщики тогда рационализируют время: если существует возможность, предлагается частичная замена элементов ручной работы на машинную.

Хронометраж рабочего времени медсестры на совершение одной инъекции показал, что необходимо затратить 2,2 минуты. Результат получился делением суммы средней продолжительности каждого элемента на 60 секунд. Если не делить на 60, тогда значение будет в секундах.

Особенности заполнения бланка

Для того, чтобы на предприятии был проведен хронометраж рабочего времени, инициатива должна исходить от руководителя либо от самого сотрудника, что случается достаточно редко. При этом руководство должно создать распоряжение, где будут назначены проверяющие и работники, которые пройдут аттестацию.

С этим документом должны быть ознакомлены все стороны, так как оповещение о предстоящем хронометраже является обязательным этапом подобной процедуры.

Со стороны закона определенных норм по созданию распоряжения нет. Поэтому документ может быть оформлен в любом виде. Но главное, чтобы тут стояла подпись и печать руководителя. Также в приказе уточняется время проведения хронометража, указываются ответственные лица и представители комиссии.

После того, как с документом будут ознакомлены все стороны, участвующие в данном процессе, все подписывают бумагу.

Сбор данных и интерпретация

После этого в назначенное время можно приступать к сбору данных. Специальной формы бланка для проведения хронометража рабочего времени нет. Поэтому его можно составлять на свое усмотрение. Зачастую на крупных предприятиях создают свои бланки корпоративной формы.

Удобнее всего, если в документе имеется таблица для записи всех необходимых данных. Это дает возможность более эффективно делать выводы и качественно интерпретировать полученные цифры.

Заполнение бланка

Окончательный вердикт после проверки будет выносить руководитель предприятия. Хронометраж может показать достаточно точную информацию о том, сколько времени уходит на конкретные работы на определенной должности. Это позволяет качественно оптимизировать рабочий процесс.

Хронометраж рабочего времени – это большой помощник руководителя отдела или целого предприятия. За счет полученных данных можно успешно контролировать расходы на штат сотрудников и избежать лишних трат.

Более того, этот способ дает возможность безошибочно определить кандидатов на увольнение при необходимости оптимизации рабочего коллектива, а также создавать нормативы трудового процесса, что позволит выявлять отстающих и поощрять передовиков.

Хронометраж: образец

Объектом наблюдения являются социальные работники, которые оказывают услуги на дому. Задача исследования – оценка рабочего времени сотрудников и выявление резервов для рационального использования трудовой деятельности.

Подготовительным этапом будет создание комиссии по замерам и обработке результатов. Для проведения хронометража выбирается отрезок времени в 3 рабочих дня.

Сотрудник № 1

Дата

Наименование операции

Продолжительность, мин

10.02

Приобретение и доставка на дом продуктов

57

11.02

Приобретение и доставка на дом продуктов

48

12.02

Приобретение и доставка на дом продуктов

49

Средняя продолжительность

57 48 49/3=51

Сотрудник № 2

Дата

Наименование операции

Продолжительность, мин

10.02

Приобретение и доставка на дом продуктов

50

11.02

Приобретение и доставка на дом продуктов

45

12.02

Приобретение и доставка на дом продуктов

52

Средняя продолжительность

50 45 52/3=49

Общее среднее время составляет: (51 49):2=50 минут.

https://www.youtube.com/watch?v=Kdarn6B0D7A

Хронометраж рабочего времени социального работника показал, что для выполнения задания по указанной услуге необходимо работнику затратить 50 минут. Также можно посчитать количество клиентов, которые обслуживаются в течение месяца, и распределить нагрузку работников.

Недостатки хронометража

  1. Зависимость достоверности результатов от выбора объекта наблюдения.
  2. Субъективность полученных данных, поскольку норму времени оценивают по одному критерию – неосуществимость продолжительности операции.
  3. Трудности в оценке потерь времени. Для их выявления необходим проект рационального трудового процесса.
  4. Невозможность безошибочно провести хронометраж рабочего времени на кратковременных операциях.
  5. Неосуществимость сопоставления затрат времени одних и тех же операций на разных предприятиях.
Оцените статью
Юриспруденция
Adblock detector